"Однажды Посейдон, бог морских глубин, послал Миносу белого красавца-быка, чтобы тот принес его в жертву. Минос же нарушил обет, данный своему покровителю, и тогда рассерженный Посейдон околдовал жену Миноса Пасифаю, заставив ее влюбиться в злополучного быка.
Плод роковой и порочной страсти - Минотавр - получеловек, полубык - стал проклятьем и позором царя Миноса. Желая спрятать Минотавра от глаз людских, Минос поручил Дедалу, знаменитому афинскому мастеру, жившему на Крите в изгнании, построить дворец со сложнейшими переходами, известный нам как Лабиринт..."
Долгое время пыталась составить и записать стройный рассказ о посещении Кносского дворца в Ираклионе.
До мельчайших подробностей вспоминаю это место.
До поездки много читала о нем. Перелопатила тьму очерков, рассказов, стараясь узнать больше, чем узнала на месте...
Не получается ничего стройного. Ну, пусть будет не стройный)
Кносс ( это греческое название,а исконное название на минойском языке KA-NU-TI) входит в категорию "must".
Это общеизвестно.
Тем не менее, еще дома, перед поездкой, мне некоторые знакомые и даже работники туристической фирмы активно не советовали тратить время и деньги ( 15 евро за вход) на Кносский дворец, объясняя это тем, что трудно выдержать прогулку под знойным солнцем по развалинам. Не стоит ехать, советовали они, лучше полежать на пляже )). Ничего, дескать, интересного там нет.
Я очень удивилась и , конечно, отправилась туда.
Прогулка по территории музея была совершенно не тяжелой и очень интересной.
Можно было поехать самой, на рейсовом автобусе. Это сделать совсем не трудно. Из Ретимно в Ираклион междугородние автобусы отправляются каждые полчаса и через час - полтора прибывают на центральный автовокзал, где надо было бы пересесть на местный автобус и проехать минут 10 до входа в музей. Но из-за ограниченности во времени нахождения на Крите я взяла тур с посещением большего количества мест за это же время.
Не жалею).
Давайте, покажу, что видела...
Одна из основных достопримечательностей Кносского дворца - колонны, которые в искусствоведении получили название "иррациональные", потому что нестандартно сужаются к основанию, а не наоборот . Вот почему ? Зачем ?)
Народа в Кноссе действительно много, самостоятельных посетителей мало.Разноязычные группы на входе.
Павлины гуляют...
Нам досталась некая гречанка-гидесса София, которая очень старалась , рассказывала по-русски, но крайне медленно, подбирая слова и выражения.
Слушать ее было чрезвычайно сложно, напряжно. Поэтому я удалилась от группы и ходила везде сама, периодически поглядывая на часы, чтобы не опоздать к отъезду автобуса в пещеру , где родился Зевс.
Здесь находился главный вход в Кносский дворец. Три большие ямы, выложенные изнутри камнями, как считается, использовались для хранения зерна и других припасов.
Что известно об истории дворца ?
Впервые часть строений на склоне горы обнаружил местный грек-кладоискатель Минос Калокеринос во времена турецкого владычества.Но годы были не те, чтобы заниматься изучением местности.
Затем сюда приехал открыватель Трои Генрих Шлиман, намереваясь начать свои раскопки. Но, обидевшись на то, что его не так приняли, как он хотел, уехал.
В 1899 году, после освобождения Крита, британский археолог Артур Эванс (увековеченный в скульптурной работе) приступил к раскопкам. 16 марта 1900 года - официальная дата открытия минойской культуры.
Выяснилось, что Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Здание имело сложную систему ходов.
На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса - двухстороннего топорика- откуда, как считается, и произошло название дворца и само слово "лабиринт" ( комнаты, в которых находились лабросы, назывались "лабиринтусы"). Много-много комнат с большим количеством запутанных ходов слово стало обозначать именно это : запутанные ходы.
Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами. Некоторые здания имели пять этажей.
Крепостной стены вокруг города не было. Значит, жители не боялись вторжения. Почему ? Очень много вопросов , связанных с минойской культурой...
Тут - внутренние дворы и строения, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады.
Стены дворца были украшены изящными рисунками-фресками. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами - бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.
Большинство из них перенесено сейчас в археологический музей Ираклиона. Вот там я не была... Может, и стоило целый день посвятить только Ираклиону. Ну, в следующий раз)
Мегарон царицы со знаменитой фреской "Дельфины"
Копия знаменитой фрески "Принц с лилиями". Оригинал был найден в весьма плачевном состоянии, но реставрационные работы возродили фреску, и сейчас она хранится в археологическом музее Ираклиона ).
Тронный зал и трон. Есть версия, что этот зал - не царский, а зал верховной жрицы. Сиденье трона очень интересное)
Первый ( ?) трон в мире. Копия трона из Кносса находится в международном суде Гааги.
Впервые в античной архитектуре колонны были сооружены именно в Кноссе. Так же впервые именно тут колонны были соеднинены между собой гигантскими дверными проемами.
Удивительно, но во дворце не было обнаружено кухонных помещений... А вот сосуды, ростом с человека, есть. Это наводит ученых на размышления..
Немецкий профессор геологии Штутгартского университета Ганс Георг Вундерлих уверен, что Кносский дворец был местом культа смерти.
Он считает, что так называемая ванна царицы на самом деле была её саркофагом, что большие раскрашенные глиняные сосуды были предназначены не для зерна и масла, как до сих пор считали, а являлись урнами и хранили в себе останки умерших. Что углубления, похожие на ванны, которые можно встретить в так называемых «кладовых», на самом деле являлись кюветами, в которых препарировали трупы, готовя их к мумификации.
Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.
Мы все помним, что Минотавр - чудовище с телом человека и головой быка, которое жило в лабиринте , построенном для него Дедалом по приказу царя Миноса.
После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита потребовал с афинян страшную дань : каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.
Так прибыл на остров Крит и сын правителя Афин 0- Тесей.
Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани.
Так под черными парусами , символом траура, отправилась на Крит очередная группа страшного жертвоприношения. Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.
Согласно мифу, в Тесея влюбилась дочь правителя Крита, прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план : тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.
План удался : монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.
Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.
Помните этот миф ?)
Эванс назвал критскую культуру того времени - минойской по имени царя Миноса.
Некоторые исследователи считают, что изначально дворец не имел такой сложной планировки, а приобрел ее вследствие дополнительных пристроек более позднего времени. Но ,однако, система водоснабжения и канализации у всех помещений общая.
Три с половиной тысячи лет назад одни люди бегали с дубинками , а другие уже имели системы водоснабжения и канализации и играли в игру, похожую на шахматы...
Во время раскопок выяснилось, что минойцы изобрели и центральное отопление. Во дворце, под полом, был устроен специальный зал, в котором были установлены цилиндрические конструкции. Когда в этом зале разводили огонь, конструкции нагревались, передавая тепло полу и обогревая помещения. Также, царские палаты обогревали с помощью горячей воды, которая подавалась по трубам из котла, установленного под полом.
Еще во время раскопок параллельно велась работа по восстановлению двлрца.
Поэтому сейчас можно видеть не просто руины, а реконструированные помещения лабиринта. Говорят, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу наверняка определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация. Хотя, догадаться можно).
Дворец строился два раза. Вернее, строился и потом перестраивался из-за землетрясений. Поэтому говорят о строениях на этой территории : старый дворец и новый дворец.
Под тентом - камни старого дворца. На фундаментах из этих камней был выстроен новый .
Воссозданный кусочек здания.
Датируется постройка 2000-1740 годами до нашей эры. Представить почти невозможно.. Нет точной информации о причине гибели Кносского дворца. Существует версия, что он был разрушен во время землетрясения и пожара и был покинут людьми около 1450 года до н.э.
Через эту площадь проходила так называемая "Царская дорога", вдоль которой находились различные здания. Площадь, мощенная плитами и ограниченная лестницей в восточной и южной своей части, действительно, по форме напоминала театр.
Некоторые исследователи связывают с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждают, что минойцы и есть исчезнувшие атланты.
Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу.
На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.
"Рога посвящения" - священные рога , вызывающие немало вопросов и споров...
Остров Крит, имеет вулканическое происхождение, он постоянно подвергался земным толчкам.
В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы.Имеется информация о существовании древнего критского культового ритуала - танце с быками.
В данном священнодействии участвовали таврополы-девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 - 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого
"веселья "с быками.
В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем : здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему, лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.
Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом.
...Как можно было советовать не ехать сюда, уму непостижимо... Несмотря на огромное количество людей ( а мы приехали почти к открытию музея, рано), ощущение того, что ты попал в Историю, присутствовало.
Жаль, не звучала музыка тех времен для полного погружения в атмосферу...Да и кто его знает, какая тогда была музыка, какие инструменты..).
И без музыки впечатляет.
Много загадок, связанных с Кноссом...
|