Заинтересовала меня африканская тема.
Думаю - почему же я не видела негров в Абхазии, хотя была рядом с Кодорским ущельем и с Адзюбжей ?)
Смешались за долгие годы и слились с абхазами по цвету кожи?
Нашла публикацию в АИФе Георгия Зотова от 07.10.20 года. Вот что написал :
"Побывав недавно в командировке в Абхазии, я попытался узнать, что сейчас происходит с чернокожими горцами, считавшими своей родиной Россию и Советский Союз?
25 лет назад близ Кодора я нашёл лишь двух человек африканской внешности – 65-летнего бывшего водителя автобуса Шамиля Чанба и его дочь. Обоих всерьёз раздражало, если кто-то хоть в шутку называл их неграми.
«Я родился на Кавказе! – возмущался Шамиль, размахивая руками. – И отец мой, и дед! Э, я африканский язык не говорю! Русский знаю, абхазский – и всё!»
Он гнал крепкий самогон из инжира, по праздникам носил черкеску и умел говорить цветистые тосты на полчаса.
Мать Шамиля была белой, а он сам считался мулатом, но слова этого тоже не любил: «Э, негры-мегры, мулаты-булаты. Я кавказский человек, неужели есть разница, какого я цвета кожи?»
Люди с типичными африканскими лицами говорили по-русски с абхазским акцентом, соблюдали горские традиции, играли свадьбы со скачками на конях и выстрелами в воздух, готовили лобио (тушёную фасоль) и мамалыгу (кукурузную кашу).
Знаменитый «афроабхаз» Шабаан Абаш воевал в казачьих (!) войсках против немцев в Первую мировую войну, в 1931 г. стал членом Центрального исполнительного комитета Абхазской АССР, являлся пламенным коммунистом: в память о нём в Кодоре установлена памятная доска.
Уже тогда африканцы активно смешивались с местным населением: они женились на абхазских женщинах, на свет появлялись мулаты, которые, в свою очередь, тоже брали в жёны горянок.
В 90-х гг. я увидел в Абхазии почти белых людей лишь с лёгкой примесью негритянской крови: только большие губы и курчавые волосы выдавали их африканское происхождение.
«Для наших жителей никогда не имело значения, из Африки человек или нет, – объясняет житель Гальского района Руслан Ачба. – Живёт по нашим традициям, молится в церкви, говорит на абхазском, дедушка и бабушка тут родились – разве это иностранец? Между собой неграм и негритянкам жениться значительно труднее – всего пара сотен человек, почти все родственники. Хотя мне самому в детстве смешно и странно было смотреть: как на праздниках негры с гортанными выкриками лезгинку танцуют и вино из рога пьют».
Чёрные жители Абхазии начали покидать республику ещё в 50-х гг.
Многие уезжали на учёбу в дальние районы СССР (включая Сибирь), заводили семьи и оставались там.
Однако в 1991–1993 гг. это приобрело характер бегства. Распад Советского Союза, война между абхазскими и грузинскими отрядами, разрушение целых городов, гибель тысяч человек не способствовали спокойной жизни.
Маленький чернокожий народ ощущал себя между двух огней. «Евреи тогда уезжали в Израиль, и кому-то из наших негров вдруг пришло в голову: а давайте возвратимся на родину предков, в Эфиопию… других стран-то в Африке они вообще не знали, – рассказывает инженер Сергей Гулиа. – Ну пять человек собрались, улетели через Турцию… потом звонят оттуда, плачут и жалуются: грязь, нищета, климат – ужас, и везде негры. Назад в Сухум, правда, не вернулись – обратились в посольство США и перебрались в Америку».
Администрация президента Абхазии отказалась помочь мне в поисках «кавказских негров»: «Их очень мало осталось, вы сами разыщите как-нибудь».
Один-единственный пожилой «мулатоабхаз», живущий на границе с Грузией (с ним удалось связаться через знакомых в Сухуме), давать интервью наотрез отказался: «Вы простите, но я себя чувствую вроде зверя в зоопарке. Приезжают тут, фотографируют, словно обезьяну в питомнике, разве что конфеты не кидают. Я старый человек, дайте мне спокойно дожить свою жизнь».
Все поголовно жители Абхазии слышали о селениях чернокожих, но вспоминают о них всё реже и реже. Мол, да, были тут когда-то такие, но давно уже их не видели… разъехались.
Дошло до того, что одна грузинская газета выступила с заявлением: дескать, абхазские негры – специальный миф советской пропаганды для изображения всеобщего равенства и братства, сёл африканцев в Кодоре никогда не существовало.
Пройдёт ещё лет пятьдесят, и последующие поколения станут считать информацию о чернокожих горцах в черкесках фейком, красивой легендой.
В шуме политических бурь, падения правительств и гражданских войн, ознаменовавших годы распада СССР, потерялась трагедия маленького племени, чьи прапрадеды оказались на чужой для них земле: без языка, без знания традиций.
Но полюбили её, как родную. Ведь большинство негров общались между собой на русском языке, лишь у стариков в ходу был абхазский. Однако крохотный народ исчез, «размылся», его раскидало по миру. "
Вот так...
|