Две ночи и три полных майских дня я провела в Вологде.
Собралась как-то вдруг, не планировала. Так получилось).
Билеты на поезд дешевые, время - удобное. Вечером выезжаешь, утром - на месте.
Мой поезд прибыл на вокзал около семи утра.
Площадь перед вокзалом
Отель выбрала рядом с вокзалом, чтобы не зависеть от транспорта перед отправлением). Минут 5-7 ходьбы.
К тому же, автовокзал пригородный - рядом с железнодорожным. Все рядом.
До самого центра города, , кремля - минут 15-20 медленным шагом.
Номер был больше похож на комнату жилую. Все просто, но чисто и даже уютно.
Особенно цена радовала - то ли 1100, то ли 1200 руб. за ночь. Были варианты и за 600-900 руб. с туалетом в коридоре.
Были и за 2-2.5 тысячи.
На каждом этаже - кулер. Фен и утюг выдается по просьбе бесплатно.
На первом этаже - парикмахерская и невероятно дешевое кафе.
Зашла перекусить : паровая котлета и настоящий с ягодами малины компот - 67 рублей. Компот - 20 рублей стоил.
Были пирожки-булочки по 15 рублей. Видела в меню салат оливье, другие блюда.. Думала, что нолик везде забыли приписать).
В трех минутах от отеля - магазин "Пятерочка".
Пришла в отель рано утром, заселили сразу без доплат. Расположилась, позавтракала в номере и пошла гулять.
У меня было три часа перед поездкой в Кирилло-Белозерский монастырь и в Ферапонтово.
Пошла осматривать город. Улицы Вологда были еще пусты, но полиция уже заняла свои места перед парадом Победы и шествием Памяти. Звучала музыка, встречались люди, которые уже шли на парад.
Милый, провинциальный городок.
Ближе к центральной площади было уже людно. Играл оркестр на сцене, народ прибывал.
Почетные гости занимали места на трибунах
МОМЕНТАЛЬНЫЙ ПОИСК ОТЕЛЕЙ ПО СОТНЯМ САЙТАМ БРОНИРОВАНИЯ
Насытилась атмосферой праздника и двинулась к гостинице, около которой меня должны были забрать в Кирилло-Белозерский монастырь.
Вышла на главную улицу и увидела колонны военных, шагающих под марши к площади для построения на парад.
Можно сказать, и сам парад посмотрела).
Вологда и русские северные земли - место рождения моих пра-прадедов по отцовской линии, которые переехали жить в Петербург в 19 веке.
Когда-то, в детстве, я уже была в этом городе и в Кириллове, и в Белозерске , но воспоминания были смутными.
До Кирилло-Белозерского монастыря ехать 120 километров на северо-запад от Вологды.
Перед поездкой смотрела возможность самостоятельно туда добраться. Возможность есть, но не получится..
На авто - нет проблем. Правда, говорят, машину надо выбирать хорошенечко. Дороги не самые лучшие.
Расписание же автобусов очень неудобное и рейсов мало. Два или три в день.
Например, туда автобус - вечером, оттуда - утром. Или утром туда, приехал - через два часа обратно. Вечерних обратно нет. Нереально что-то увидеть за один день. Одну-две ночи ночевать? Мда..
Стала смотреть предложения у вологодских турфирм. Поездка в монастырь намечалась только на 1 и 9 мая. И то потому, что туда едет группа из Москвы).
Написала, что хочу присоединиться к ним в Вологде. Разрешили.
Автобус забирал московскую группу ( у них был то ли двух-, то ли трехдневный тур) из их отеля, мне было велено ждать у "Спасской" в 10 утра. Все прошло нормально, автобус был не полный. В дороге прослушала рассказ о зарождении города и о месте, куда едем. На весь день это стоило 2000 рублей. Тут цена - как в столицах). У нас даже дешевле.
Дорожные фотографии:
Как вы думаете, кто это пасется ?) Не угадаете.. Верблюд ! Жалко, не удалось сфотографировать его морду.
За забором - архитектурно-этнографический музей в деревне Семенково Вологодской области.
Собиралась туда, но села не на тот автобус и уехала в Спасо-Прилукский монастырь). Об этом позже.
Сайт музея https://www.semenkovo.ru/.
Проезжали по мосту через канал, соединяющий Вологду с Архангельском
Ехали мимо Кубенского озера.
А вот дальше - хочу рассказать о том, что вы видите на горизонте . Если приглядеться, то на глади Кубенского озера видна белая точка - остров. Это Спасо-Каменная обитель, старейший монастырь Русского Севера. Он был заложен в XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем.
Сейчас озеро Кубенское сильно обмелело и теперь уже трудно представить вошедшие в легенды шторма, которые разыгрывались здесь в давние времена.
Каждый год озеро собирало немало жертв и ,чтобы увеличить шансы на спасение для застигнутых ненастьем, люди решили превратить небольшую каменистую отмель в центре Кубенского в настоящий остров.
Камни и песок привозили кораблями и ссыпали на мелководье, пока оно не превратилось в маленький, но все же полноценный кусочек суши.
(фото из инета)
Этот-то остров и спас жизнь белозерскому князю.
Попав в страшную бурю, Глеб Василькович дал обет построить храм в том месте, где его корабли смогут пристать к берегу - и обещание свое сдержал.
Обитель, названную Спасо-Каменной, стали величать "Вологодским Афоном" - монастырь находился под особой защитой и покровительством белозерских князей. Помолиться о даровании наследника сюда заезжал Василий III с женой во время их паломничества в Кириллов монастырь.
В 1925 году монахов изгнали, а в стенах монастыря попытались было организовать колонию для несовершеннолетних, но едва осенью встал лед, как все юные преступники разбежались.
Главный пятиглавый собор был взорван .
Несколько лет спустя взорвали и второй храм. Из всех монастырских построек сохранилась лишь Успенская церковь-колокольня XVI века, в войну в ней был устроен пункт по приему и переработке рыбы.
Остров долго оставался необитаемым, пока в 1991 году здесь не поселились энтузиасты, занимающиеся восстановлением монастыря.
Сегодня на острове уже довольно много построек, в том числе небольшая гостиница для паломников.
Можно приехать на остров и со светской экскурсией - такие организуют, например, краеведческий музей поселка Устье (на противоположном берегу озера) и некоторые туристические компании Вологды. Эх.. Надо было ехать на неделю в Вологду, чтобы и сюда добраться . А так - только со стороны посмотрела).
(фото из инета)
Приехали в Кириллов.
Погода менялась несколько раз , даже дождик короткий прошел, и тут было значительно холоднее, чем в Вологде.
Что такое этот монастырь...
Древний монастырь с очень длинной историей , самый большой по площади не только в России, но и в Европе.
Чтобы обойти его стены во время крестного хода, у монахов уходит полтора часа.
Очень много важных событий в нем происходило в разные исторические вехи.
(Успенский собор и колокольня)
Действующий православный мужской монастырь, расположенный на берегу большого озера в Вологодской области.
Вода в озере освящается, как минимум, раз в году. Поэтому она считается святой. В этом месте ( ниже на фото) люди совершают омовения или всего тела, или хотя бы лица и рук.
Вся история Кирилло-Белозерского монастыря связана с важными событиями в Русском государстве. Эта северная святыня была основана в 1397 году монахом Кириллом.
( если присмотреться, то можно разглядеть радугу высоко над стенами)
Монастырь никогда и никем не был покорен : ни татарами, ни литовцами, ни поляками, ни немцами. Несколько раз на него нападали, осаждали и пытались взять приступом, но проникнуть за крепостные стены захватчикам не удалось.
Все храмы и сооружения пережили и советское время, когда шла борьба с религией. Большинство икон дошло до наших дней. В Кирилло-Белозерском монастыре хранится почти полторы тысячи икон.
Кирилл Белозерский (в миру-Козьма) принадлежал к знатному московскому боярскому роду Вельяминовых.
Когда ему было 30 лет, он пришел в московский Симонов монастырь, где был пострижен в монашество с именем Кирилл.
Пробыл там он около 30 лет, дослужившись до должности настоятеля Симонова монастыря, установив в нем строгий порядок.
Нашлись среди монахов недоброжелатели, которые стали требовать послабления устава монастыря. Разногласия на этой почве постепенно привели к беспорядку в обители.
Чтобы не быть предметом раздора, Кирилл оставил пост настоятеля и удалился в свою келью безмолвствовать.
По преданию, там, во время очередной вечерней молитвы Пресвятой Богородице, неожиданно услышал он голос: "Кирилл, иди отсюда, иди на Белоозеро, там тебе уготовано место, в нем спасешься".
( икона 1424(?) века письма Дионисия Глушицкого)
В возрасте 60 лет Кирилл пришел в Белозерье. Здесь, на склоне крутого холма, он устроил себе хижину, построил часовню и в одиночестве стал жить в лесной глуши.
Весть о нем стала известна не только в окрестных поселениях, но и в Москве. Монахи из других обителей, а также миряне, искавшие пути спасения, стали приходить в Белозерский край.
Сегодня эти края лежат во многих сотнях километров от границ России, но в то время было иначе .
Москва и Новгород вели активную борьбу за освоение северных земель. А Белозерье располагалось на перекрестке крупных водных путей, ведущих с Волги и Северной Двины на Новгород.
Поэтому можно сказать, что Кирилл стоял у истоков московской монастырской "колонизации" русского Севера.
Москва оказывала монастырю всяческую помощь и поддержку.
В новом монастыре Кириллом были установлены очень строгие аскетические порядки: у иноков не было ничего личного, все было общее, в кельях были только рукомойник и книги. Послушники общались между собой только на темы Священного Писания, вино в обители не держалось, а уличенные в питии вина безжалостно изгонялись.
Несмотря на строгий устав и необходимость постоянно преодолевать трудности, число монахов в обители постоянно увеличивалось.
По одной из них однажды своей пламенной молитвой он остановил на озере бурю и, тем самым, спас от гибели монахов-рыболовов.
В неурожайные года хлеб в монашеских амбарах чудесным образом не уменьшался и монахи делились им с голодающими крестьянами.
Преподобный Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет и, несмотря на суровые условия жизни, жил долго и умер в 1427 году в возрасте 90 лет, а через 21 год после смерти он был причислен к лику святых. В церкви Кирилла хранятся мощи преподобного Кирилла Белозерского - главная церковная святыня обители.
Дорога, ведущая к храму Кирилла Белозерского, вымощена надгробными плитами, снятыми с монашеских могил.
Сделано это намеренно по приказу настоятеля монастыря для того, чтобы в искупление греха гордыни "всякий идущий к храму попирал эти плиты ногами".
По церковным канонам православному усопшему на могилу положено ставить только крест. Надгробие же есть роскошь и проявление гордыни.
Подобные плиты я видела в монастыре Балыклы в Стамбуле, но не знала, почему и зачем это сделано.
Грешным делом, были мысли о происках мусульман)...
Фигуру Кирилла можно найти среди 109 фигур выдающихся персонажей всей русской истории на памятнике "Тысячелетие России" в Новгороде.
( фото из инета)
Смотрите : по центру (с бородой) стоит Нестор, древнерусский историк. Справа от него сидит на камне митрополит Киевский и всея Руси Святой Алексий и разговаривает с основателем Троице-Сергиевой лавры Святым Сергием Радонежским.
А Святой Кирилл Белозерский стоит слева за спиной Алексия и разговаривает со Святым Стефаном Пермским, проповедником христианства в Пермском крае.
После смерти Кирилла монастырь продолжал процветать и наращивать свое влияние. Со временем он стал третьим по величине монастырем в России и самым значительным, наряду с Соловецким, северным монастырем.
Особый авторитет и уважение он приобрел после событий 1446 года.
В первой половине 15 века в Москве шла упорная борьба за власть.
В 1445 году, когда на престоле находился Василий II, князь Дмитрий Шемяка организовал государственный переворот и заставил Василия дать клятву перед крестом, что он не будет больше претендовать на престол. Кроме того, он ослепил Василия II и сослал его в Вологду.
Вскоре Василий Темный (так его стали называть за слепоту) отправился в Кириллов монастырь, настоятель которого благословил его к возвращению на княжение.
В феврале 1446 года Василию II удалось возвратиться в Москву и занять престол, в связи с чем он проникся любовью и уважением к обители и щедро отблагодарил ее. На средства Василия III и его сыновей Ивана и Федора в монастыре было построено несколько храмов.
А Дмитрий Шемяка бежал в Великий Новгород, где через несколько лет, в 1453 году был отравлен .
Московские правители уделяли монастырю большое внимание.
В 1528 году князь Василий III с княгиней Еленой Глинской молились здесь о даровании им наследника.
Молитвы были услышаны, через два года у пятидесятилетнего царя родился сын Иван - будущий царь и великий князь всея Руси Иван Грозный.
Сам Иван Грозный был убежден, что своим рождением обязан этому монастырю и питал к нему особые чувства. Как и его отец, он делал большие вклады на развитие обители.
Со второй половины 16 века обитель владела соляными и рыбными промыслами, имела собственный речной флот и торговые дворы в Москве, Твери, и Вологде, Ярославле и других городах.
Монастырь превратился в городок и по числу храмов превосходил даже Троице-Сергиеву лавру.
К началу 17 века обители принадлежало больше десятка сел , 607 деревень и 320 пустошей.
Через этот край пролегал торговый путь на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки.
До петровского времени монастырь вел активную торговлю, особенно солью и рыбой.
Как и многие другие северные монастыри, обитель использовалась как место ссылки неугодных представителей знати.
Удаленный от Москвы и обнесенный прочными стенами, монастырь был идеальным местом для заточения. Особенно много высокопоставленных людей сюда было сослано в период царствования Ивана Грозного. Некоторые из них сами укрывались здесь по своей воле.
В 1534 году сюда был заключен полководец Иван Воротынский, а также его сыновья, военноначальники Владимир и Михаил Воротынские, которые в этих стенах и скончались.
Сюда же был сослан князь Иван Петрович Шуйский, умерший насильственной смертью, а в 17 веке здесь был заточен патриарх Никон.
Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провел здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.
В разное время здесь в заключении пребывали опальные Вассиан Косой, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын) и другие.
Хранит территория монастыря и свидетельства о заключенных более позднего времени ..
Кирилло-Белозерский монастырь в средние века имел важное значение для развития необжитых районов Русского севера и для просвещения этого края.
Монахи собирали и переписывали книги, работала книгописная мастерская, оставившая богатое наследство - это летописные своды и послания, полемические произведения и другие памятники древнерусской литературы.
Здесь создавались церковные песнопения, иконы и предметы церковного убранства, обитель была центром культурной жизни в самом широком его понимании.
Чтобы защищаться от врагов, были построены каменные стены и 8 башен. Кирилло-Белозерский монастырь превратился в крепость.
В конце 17 века были построены новые каменные стены и башни, дошедшие до наших дней.
Высота башен составляет более 50 метров - высота с восьмиэтажный дом.
Стены длинные, трехъярусные, с арками и галереями на внутренней стороне. Протяженность их - два километра триста метров, по их галереям можно свободно проехать на четверке лошадей.
Высота и толщина стен в разных местах ,соответственно, от 7 до метров до 10.
Закат монастыря начался при Петре I, когда в России появились северные порты и торговля через Архангельск значительно сократилась.
Кроме того, крепость утратила свое оборонительное значение.
Петр I приезжал сюда в 1722 году и распорядился денег на монастырские постройки не выделять, а рабочие руки ему больше были нужны на строительстве Санкт-Петербурга.
(Архимандричьи кельи)
Екатерина II отобрала у обители крестьян и угодья, а вскоре, по ее указу, монастырская слобода была преобразована в город Кириллов.
Монастырь посещал Александр I.
В 1924 году обитель была закрыта, а на ее территории был создан краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
В 1997 году, в год 600-летия основания монастыря, был подписан договор между музеем и Вологодским епархиальным управлением, в соответствии с которым на территории монастыря возобновлялась монашеская жизнь.
29 декабря 1998 года монастырь был передан Церкви.
Кирилло-Белозерский монастырь признан сейчас особо ценным объектом культурного наследия народов России.
Его облюбовали художники и киношники. Монастырь можно увидеть в фильмах "Апостол", "Достояние республики", "Раскол".
Монастырь активно восстанавливается. Планируется сделать на его территории паломническую гостиницу, дополнительные помещения для музеев.
Музейная территория монастыря открыта с 9 до 18 часов, единый входной билет летом стоит 900 рублей, а если вы хотите отдельно посмотреть какие-то экспозиции, то стоимость посещения - от 50 до 200 рублей каждая.
У музея есть прекрасные коллекции древнерусской живописи, лицевого и орнаментального шитья, рукописных и старопечатных книг, археологии, декоративно-прикладного и народного искусства.
В монастыре можно полюбоваться фресками соборов , зайти в Архимандричьи кельи, в трапезную, в монашьи кельи, в казеную палату, в поварню.. Весь день можно провести тут).
В колокольне - музей колоколов .
На входе в монастырь ( он же выход) ворота имеют изображения двух апостолов .
Слева - апостол, который записывает имена входящих, а справа - апостол, который отпускает каждому человеку по одному греху за то, что он побывал в Кирилло-Белозерском монастыре.
Надеюсь, грехов поубавилось). О грехах, кстати, вспомнила. Был у меня знакомый, который в тяжелые для него жизненные времена бросил все : развелся, уволился и поехал работать сюда. Без зарплаты, за кормежку. Восстанавливал монастырь лет 15-20 назад. Приобщился к Богу. Интересно, где он сейчас.
После осмотра монастыря нас сытно накормили в местном кафе. В соседнем зале чествовали ветеранов войны. Они сидели за накрытыми столиками , периодически танцевали вальс, танго..)
Живая музыка, седые люди, увешанные медалями и орденами, слезы на глазах, речи со сцены... Очень трогательно.
После Кирилло-Белозерского монастыря едем к Ферапонтово.
Километров двадцать проехали - другой монастырь. Ферапонтов.
Справа по ходу вдоль дороги к нему стоит домик.
В нем продается авторская керамика, изготавливаемая только вручную по технологии 16 века.
Делает ее художник Нина Мишинцева.
Как не зайти , не посмотреть ?)
Образование Н.Мишинцева получила в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В. М.Васнецова.
Потом она работала в институте художественной промышленности в Новосибирске.
Жизненные обстоятельства привели ее в деревню Куракино, что недалеко от Ферапонтово, где она вышла замуж.
Муж художницы Виктор своими руками соорудил для нее небольшую печь для изготовления посуды и игрушек из керамики. Нина Мишинцева занялась ремеслом.
Работа так захватила ее, что через несколько лет под мастерскую был выкуплен старый коровник. Все необходимые предметы интерьера и приспособления для изготовления изделий были созданы супругами собственными силами.
Средств на современное оборудование не было, для изготовления изделий Нина Мишинцева решила использовать старинные технологии, традиции и рецепты мастеров 16-17 веков.
Несмотря на то, что сейчас есть возможность ускорения и упрощения рабочего цикла и уменьшения ручного труда за счет современного оборудования, художница осталась верна своему выбору и не отказалась от древних секретов.
Сейчас в мастерской Мишинцевой уже одиннадцать человек производят на свет посуду, скульптуры, настенные панно и тарелки, напольные вазы и кашпо для цветов, украшения на каминные полки - вазы и подсвечники, изразцы для облицовки печей или каминов (это направление Нина Георгиевна считает основой своего творчества).
Особо приготовленная глина, ручная лепка скульптурных деталей, изготовление форм и ручная авторская роспись - все уходит корнями в традиции, проверенные веками.
В качестве сырья в мастерской применяется местная красная глина.
Подготовка глины - очень длительный процесс, когда глина вызревает и проживает целую жизнь перед тем, как стать чем-то.
Согласно старинным рецептам, после добычи глина вылеживается под открытым небом не меньше года, дышит воздухом и наполняется чистотой и свежестью здешних мест.
Вид на монастырь из дома:
Затем, процеженная и соединенная с шамотом (огнеупорной измельченной глиной) глиняная масса вызревает еще полтора-два года в глубоких ямах до рабочего состояния , после чего она превращается в твердую каменистую массу. Эта масса размалывается в шаровых мельницах с помощью натуральных камней и размачивается с добавлением необходимых примесей. Готовую массу заливают в гипсовые формы.
Именно так приготавливали глину для изразцов в небольших керамических мастерских 16-17 века.
Такая глина позволяет выполнить сложные формы изделий без деформации при изготовлении, сушке и обжиге.
Куракинские изразцы сохраняют все достоинства старых изразцов. Утверждают, что печи из них долго не остывают и хорошо прогревают помещение. Их легко мыть и они, практически, вечны.
Печка действующая, была горячей.
На следующем этапе начинается волшебство декоративного оформления керамики. Все элементы декора исполняются вручную, а расписывает изразцы Нина Мишинцева исключительно собственноручно. Ручная роспись производится по самой сложной технологии нанесения рисунка поверх сырой эмали.
Для росписи изразцов используются народные мотивы, старинные рисунки русских и голландских мастеров.
Это могут быть иллюстрации русских пословиц и поговорок, как это было популярно в расцвет русского изразцового искусства в 17-18 веках.
Для бытовой же керамики используется особый прием, при котором заготовка сначала погружается сначала в жирное молоко, а затем обжигается. Благо, с жирным молоком в этих местах проблем нет).
Такой метод дает неповторимый эффект цветовых переходов на глиняной поверхности.
Посуда, вышедшая из Куракинской гончарной мастерской, не только красивая, но и качественная.
Мне особенно понравилась кошачья тема). Думаю, не только мне, потому что даже на вывеске можно увидеть кошачью мордаху)
Теперь у меня дома живет вот такой hand made Жорик)
Про Ферапонтово многие говорят, что место это не простое. Волшебное, творческое. Приехав сюда, люди чувствуют здесь какую-то неземную тишину: возникает ощущение, что ты дома, и хочется тут остаться надолго или даже навсегда.
Со мной тоже случилось что-то подобное.
Село Ферапонтово.
Село древнее, исконно русское, с деревянными домами и небольшой площадью перед местным продовольственным магазином.
До Вологды - чуть больше 100 км.
Расположено село на берегу двух живописных озер - Ферапонтовское (второе его название Монастырское) и Паское (встречаются названия Спасское, Слободское).
Озера соединены незамерзающей речушкой Паской длиною всего 500 метров.
Свое начало река берет из озера Пятницкого, также расположенного неподалеку. Это - система Бородаевских озер, которая образовалась около 23 тысяч лет назад при последнем (валдайском) оледенении. Название система получила от левого притока реки Шексны - речки Бородавы.
Озера считаются самыми древними по своему происхождению на территории северо-западной части России.
Природа удивительная. Впечатление, что ты находишься в русской народной сказке. Как будто переносишься на много сотен лет назад.
Воздух такой, что хоть ложкой ешь.
В озерах водится много рыбы. Клев, говорят, отменный : только успевай рыбу доставать.
А какие тут молочные продукты... масло, сыр, молоко... А мороженое !)
В 17 веке поселение называлось подмонастырской слободой. Это потому, что в деревне стоит Ферапонтов монастырь. Он-то и прославил деревню.
Монастырь основан на рубеже 14-15 веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества и почти 400 лет был одним из главных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.
История Ферапонтова монастыря тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в то время: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого "государя всея Руси" Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона, который десять лет провел тут в в ссылке (потом его перевели в Белозерский монастырь).
Датой основания Ферапонтова монастыря считается 1398 год, когда на холме между двух озер поселился сподвижник преподобного Кирилла Белозерского - Ферапонт. Спустя несколько лет Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.
После него монастырем руководил ученик Кирилла Белозерского - преподобный Мартиниан, духовник Василия II.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.
Самое главное : в соборе Рождества Богородицы находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием, сохранившиеся без изменений до нашего времени.
На чудом сохранившуюся за века стенопись Дионисия не обращали внимания до 1898 года.
В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.
После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов росписи Дионисия остались одним из очень немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси, единственным полностью сохранившимся в России от начала 16 века.
Удивительный факт : на протяжении 1930-1960 охранял бесценное богатство лишь один сторож.
Ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вход на территорию - через Святые ворота.
Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами, возведенные в 1649 году, - единственные дeйствующие хрaмы обители. Над арками разной высоты расположены двe церкви под общим свoдом. Надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта полностью сохранила свою первоначальную архитектуру.
В настоящее время в надвратных церквях проходят богослужения ферапонтовского прихода. Возможно, в скором времени возродится и монашеская жизнь.
Ансамбль храмов Ферапонтового монастыря:
Слева направо:
1. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой
2. Колокольня
3. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
4. Церковь Мартиниана Белозерского
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой построена в 1530 -1531 годах на средства царя Василия III в связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна IV.
Стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки. Красиво..
К церкви примыкает Трaпезный корпус, в подклете котoрого находилась поварня и хлебня. Печи этих помещений отапливали и трапезную и саму церковь.
Колокольня монастыря построена в 1680 году, а под ней находится главный вход в архитектурный комплекс.
Внутри хранится древний часовой механизм 1635 года.
В 1990 году он был отреставрирован мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, который также восстановил звоны.
Церковь Мартиниана Белозерского (1640–1641 годы) , небольшая каменная шатровая церковь, - усыпальница преподобного Мартиниана Белозерского, игумена, при котором начался расцвет монастыря.
Ферапонтов монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов — Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы , первый каменный храм Белозерья, был возведен в 1490 - 1503 годах на месте первоначально деревянной церкви, построенной в 1465 году.
Он имеет особую значимость для русской и мировой культуры .
Именно этот собор известен на весь мир благодаря росписям знаменитого иконописца Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмов Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей.
Иконописец Дионисий был приглашен для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом.
В 1502 году Дионисий и сыновья покрыли почти всю внутреннюю поверхность храма росписями, большинство из котoрых посвящeно жизни и чудeсам Прeсвятой Богорoдицы . Площадь их - около 600 квадратных метров.
Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Как уж Бог уберег...
Фотографировать фрески было строжайше запрещено, смотрители очень строго за этим следили. Поэтому покажу несколько фотографий официальных.
Вот такая красота.
Росписи были выполнены в смешанной технике - фрески (по влажному грунту) и темперы, для красок которых использовались разноцветные минералы окрестностей монастыря.
В 1974 году был открыт для паломников и туристов Музей фрeсок Дионисия.
Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г.
Площадь стенописи собора 600 квадратных метров. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера.
Росписи, насчитывают почти 300 сюжетов и отдельных персонажей и занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных - за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.
Последние ( над дверным проемом и над захоронением) я уже показала в начале этого рассказа.
Их можно было фотографировать самим).
Росписи выполнялись сверху вниз по рядам. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой.
Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев.
Сейчас осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса ( основы) и красочных слоев.
Кроме музея фресок, в храме есть еще выставка о монастырской жизни.
Можно посмотреть, как была устроена келья монаха.
Обеденный стол
Рабочее место начальника - игумена
После осмотра храмов можно зайти в специальный кинозал, где покажут фильм об истории монастыря и о фресках.
Обошла напоследок весь монастырь вдоль стен по периметру,
Рядом живут люди. Домики добротные, крепкие.
Возвращаемся в Вологду . Но хотелось остаться на несколько дней в этих местах).
Вернулась в Вологду. Надо поужинать . Начинает темнеть, на улицах - гуляния, вечером обещан салют.
Поесть в Вологде - нет проблем. Мест предостаточно: повсюду маленькие кафе, ресторанчики.. А главное - цены ! Потрясающе низкие для жителей Петербурга.
Вот, например, шла мимо пельменной. Сначала улыбнули зазывалки)
Зашла посмотреть, что там, внутри ..
Каждая порция- 15 штук пельмешек.
Можно попросить отварить пельмени при тебе и взять их на вынос в контейнере. Взяла с олениной и горбушей. Вечером есть захочется в отеле, а кафе уже будет закрыто).
Можно сюда зайти, например:
Я пошла в "Огород". Чудесное кафе с невероятно низкими ценами. "Шведский стол". На 200 рублей набрала полный обед с салатом, еще и с пирожком). И, главное, все очень вкусно. Жалею, что не сфотографировала интерьер и сами блюда). Рекомендую это место. Я туда еще пару раз заходила потом.
Забежала в отель, закинула пельмени в холодильник и пошла смотреть вечерние праздненства.
Темнеет.
Везде - музыка, танцы, развлечения. На главной площади - большая сцена, концерт местных и приезжих мастеров.
Какой-то знаменитый рэпер с детьми.
Выступали главный режиссер и актеры московского Театра Советской Армии. Очень проникновенно пели , читали и танцевали. Собственно, пела и плясала вся площадь). Первые ряды - только зрители-слушатели, а за их спинами - все веселье).
И завершение дня - салют. Как народ радовался ! Никакого пафоса, все очень душевно и тепло.
Салют-фейерверк был разноцветным, красочным. Но вечером я свою камеру не взяла с собой, снимки сделаны на телефон, в темноте он плохо работает и красок хорошо не передает, увы).
Первый день в Вологде закончился.. Завтра весь день будет посвящен только городу. Успеть бы посмотреть побольше). Посмотреть есть что.
На следующий день с утра, позавтракав в кафе при отеле, я пошла исследовать город. От отеля ( как и от вокзала) в центр города, к кремлю, ведет прямая дорога. Можно проехать на автобусе, но стоит ли ?
Пришла на кремлевскую площадь. Встретилась женщина, которая искала музей кружева. Ответила, что не местная я, сама пока не знаю).
Женщина ушла куда-то в другую сторону, я направилась к кремлю. Справа на площади увидела красивое здание.
Подошла посмотреть - что это? Оказалось, что музей кружева).
Захожу. Билет стоил то ли 100, то ли 150 рублей. Есть скидки.
( фото сделано с колокольни вологодского кремля)
Музей занимает старинное двухэтажное каменное здание конца 18 века, которое было признано объектом культурного наследия федерального значения.
Еще недавно в нем располагался банк.
В 2008 году губернатору Вологодской области Вячеславу Позгалеву пришла в голову счастливая мысль о создании музея .
Эта идея была поддержана министерством культуры Российской Федерации.
Открытие Музея кружева состоялось 3 ноября 2010 года.
Музей расположен на двух этажах: на первом – касса, музейный магазинчик и кафе. На втором – все шедевры вологодских и не только вологодских кружевниц.
Коллекция собиралась нескольких лет.
За основу были взяты уникальные экспонаты кружевоплетения из запасников Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Дополнительно были приобретены авторские кружевные изделия ведущих кружевниц Вологды и образцы кружева зарубежных кружевных центров Франции, Бельгии, Германии, Австрии и Польши.
Некоторые экспонаты были переданы в дар музею организациями и частными лицами.
Музей можно осмотреть самостоятельно, а можно в составе экскурсии. Мне повезло - я пришла сама, но потом появилась группа и я послушала экскурсовода, которая увлекательно рассказывала обо всем.
Потом я отбилась от группы, но смотрительницы в залах сами очень интересно рассказывали мне обо всех экспонатах)
К сожалению, залы освещены не слишком хорошо, полный свет включают только для групп. Кроме того, стекло, защищающее кружева, не антибликовое. Поэтому было порой очень трудно фотографировать...
Экспозиция Музея кружева охватывает следующие темы:
Кружево в культовых предметах 17-19 веков
Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле.
Кружевные изделия 1920-1940-х годов. Очень мне понравился этот раздел).