Стандартный маршрут осмотра города Конья туристом – это прогулка от Мавзолея Мевляны до холма Ала ад-Дина. К моему большому удивлению, в реальности дорога эта оказалась гораздо короче, чем показалось мне, когда я изучала карту. Но если заходить во все мечети и осматривать все музеи на этом пути, то такая прогулка вполне может занять не один день. День у нас был всего один, и было ясно, что не получится объять необъятное, поэтому решили просто гулять. Не знаю уж кто или что нам благоволило, но погода была чудесной – солнечной и теплой, той самой прекрасной майской погодой, о которой можно только мечтать.
Начали мы свой путь от мечети Селимийе

Вышли на проспект Ала ад-Дина, а там всё перекрыто – праздничное шествие. Но мы-то уж даже и не удивились. Опять уже знакомый нам мэр города возглавляет колонну.

Фотографы, артисты, какие-то чудаковатые куклы, много людей – все поют. Весело живут в городе Конья!


Что именно праздновали в этот раз, мы не разобрались. Но нам тут же подарили турецкий флаг и от души приглашали присоединиться к шествию. И только пресловутая туристическая ответственность помешала нам не забыть обо всем и, размахивая флагом, не влиться в общий строй. ) Свернули в ближайший переулок.
Небольшая ремарка. Каждый, кто отправляется в город Конья, конечно знает, что это древний-предревний город. История его корнями уходит в глубину веков. Достаточно набрать в любом поисковике название этого города и можно прочитать о том, что нынешняя Конья – это и древний хеттский город Куванна, эллинский Иконион и римский Клавдикониум. Это место – спокон века перекресток миров и цивилизаций. Но что действительно можно увидеть и прочувствовать, приезжая сегодня в этот город, так это Конью – духовный центр исламского мира, каким она стала в период сельджуков и османской империи. Это то, что проросло корнями в древность, но дало широкую и ветвистую крону, то, что не умерло в веках, а живо до сих пор и умножено многими поколениями, а потому зримо и ощутимо. Ну, это на мой взгляд, конечно.
Если говорить красиво, в духе восточной поэзии, что вполне допустимо в разговоре о городе, где жили Руми и Омар Хайам, то можно было бы сказать, что все основные достопримечательности Коньи – это старинное ожерелье мечетей вокруг холма Ала ад-Дина. Тогда, несомненно, самый причудливо ограненный камень этого украшения - мечеть Азизийе. Построенную в 19 веке на месте сгоревшей в пожаре старой мечети Азизийе называют шедевром османского барокко.
Шедевр зажат узкими улицами возле базара, так что нет никакой возможности сфотографировать.

Но можно, неторопливо обходя мечеть, внимательно разглядывать все детали. Вот входные двери, например.

Или, запрокинув голову, любоваться изящными точеными минаретами.

Женщины вот тоже минаретами залюбовались.

А это мне просто дедушка понравился у фонтана для омовений возле мечети

Но мечеть Азизийе со своей оригинальностью и роскошью на самом деле совершенно не типична для Коньи. Архитектура сельджукского периода монументальна, но достаточно сдержана и аскетична.
Вот, например мечеть Шарафеддина. 17-го века постройка, но вполне в старых сельджукских традициях

Зато внутреннее убранство просто роскошно

А это уже по-настоящему древняя мечеть Ипликчи. Была построена в самом начале 13 века. Говорят, что это одна из первых мечетей в Конье, построенных сразу с минаретом. Её стены помнят самого Мевляну. Мечеть сохранилась в первозданном виде. Это кирпичное строение снаружи даже и не очень похоже на мечеть.

Михраб и минбар мечети Ипликчи

Так, гуляя от мечети до мечети, мы дошли до парка Шамси, что расположен у Мавзолея и Мечети Шамса Тебризи. В воскресный день в парке было многолюдно.



В мавзолей люди приходят почтить память персидского дервиша Шамс ад-Дина из Тебриза – поэта и философа. Его легендарная встреча с Руми в Конье стала не только переломным моментом в жизни самого Руми, но и в чем-то изменила мир.
Кто знает, здесь ли именно похоронен Шамс. История его гибели загадочна. Шамс Табризи исчез в 1247 г. Возможно он погиб от рук убийц из числа учеников Румии среди них якобы был и младший сын Руми - Алааддин. Аннемария Шиммель в книге «Мир исламского мистицизма» так описывает одну из версий : «Однажды ночью они вызвали его из дома Джелалэддина, который располагался напротив дома его сына, и, нанеся множество ножевых ран, бросили тело в соседний колодец. Султан-Велед пытался успокоить отца, уверяя, что все в округе заняты поисками Шамса; хроники повествуют, что, когда отец заснул, он извлек тело Шамса из колодца и поспешно захоронил его, покрыв могилу наспех приготовленной штукатуркой. Эта самая могила была открыта некоторое время тому назад Мехметом Ондером, директором "Музея Мевляны"; сейчас над ней воздвигнут мемориал в честь Шамса.»
Гробница Шамса покрыта потрясающей красоты вышитым покрывалом

А в мечети у Мавзолея всегда есть молящиеся

От мавзолея Шамса Тебризи уже рукой подать до холма Ала ад-Дина – исторического центра города. Вот так его обычно фотографируют.

Эта лестница и памятник мученикам (к сожалению не нашла нигде, кому именно) – визитная карточка центра Коньи.
Поднявшись по лестнице на холм, мы сразу отправились в мечеть Ала ад-Дина.

Когда-то здесь на холме были дворец султанов Рума и большая цитадель – всё кануло в века. Осталась только мечеть. Возведённая на фундаменте византийской базилики из кирпича, который добывался непосредственно из старых византийских построек, мечеть строилась и перестраивалась на протяжении нескольких веков. Говорят, что окончательный вариант плана этого здания очень похож на планы таких известных сооружений, как Большая мечеть Дамаска, мечеть Ибн Тулуна в Каире и одноименная в Кордове.
В мечети Ала ад-Дина было много молодежи.


Возле мечети – главная усыпальница султанов Рума.

Восемь сельджукских султанов нашли здесь вечное пристанище.

Я прочитала где-то, что в Сивасе на мавзолее Кейкавуса I есть надпись: «Здесь лежат многие правители, которые с вершины своего могущества пускали стрелы, достигавшие Плеяд, и щекотали Небесных Близнецов кончиками копий. Так посмотрите, как рука смерти, подобно тому, что она сделала с дочерями Большой Медведицы, сломала их стрелы и вдребезги разбила наконечники их копий». Такая надпись вполне подошла бы и этому тюрбе. Все, кто здесь похоронен, пережили в своей жизни взлёты и падения, победы и поражения, их биографии – истории бесконечной борьбы, потерь и обретений.
Тому, кто захочет углубиться в эти истории, могу порекомендовать книгу «Сельджуки», автор - В. М. Запорожец, где подробно описана история зарождения, возвышения и заката династии Сельджуков.
С холма открывается вид на город.

На горизонте – небоскреб Куле Ситэ в целых 42 этажа. Он, на мой взгляд, не очень вписывается в архитектуру города, но должен же быть в Конье, как в любом приличном городе, свой небоскреб.
Слева – то, что осталось от дворца сельджукских султанов. Этот кусок стены под странной крышей, к сожалению, не дает никаких поводов для фантазии, даже человеку с богатым воображением. А ведь когда-то это был большой и богато украшенный расписными изразцами дворец.

Чтобы представить дворец было легче, достаточно спуститься вниз и зайти в музей керамики, расположенный в Каратай медресе. Там хранятся изразцы с фасада другого – загородного дворца сельджукских султанов.

Если честно, музей не произвел на меня особого впечатления – коллекция его весьма скромная.
Гораздо большее впечатление произвело бирюзовое изразцовое убранство самого медресе. Оно, конечно, пострадало от времени, но керамическое покрытие купола неплохо сохранилось. Аннемария Шимель очень поэтично его описывает: «Изумительной красоты купол покрыт бирюзовыми глазурованными изразцами и может служить прекрасной иллюстрацией к поэзии Руми. … купол покрыт сложным орнаментом из звезд, выложенных бирюзовыми, голубыми, черными и белыми изразцами; каждая из них различима сама по себе, и в то же время все они связаны между собой почти необъяснимым образом. Вершина купола открыта, так что небо, а ночью звезды отражаются в бассейне в центре медресе.»

Построено медресе было ещё при жизни Руми в 1251 году. И само здание медресе во всех учебниках по истории архитектуры упоминается как типичный образец сельджукского стиля.

Кстати, перед медресе - симпатичный садик. Хорошее место для того, чтобы немного отдохнуть утомленному туристу. )

А чуть в сторону от Каратай медресе – городской парк. Там всё как положено – фонтаны, клумбы, дети, лебеди.




Вот эта мечеть за фонтаном - мечеть Хаджи Веисзаде. Большая роскошная современная мечеть. Внутри не были – было время намаза. Зато у фонтана перед мечетью встретили эту очаровательную мамочку.

Прогулявшись по парку, мы вернулись вновь к холму Ала ад-Дина. С этой стороны холм выглядит совершенно другим - зелёным, шумным, живым и веселым сквером, с цветущими тюльпанами и прекрасным газоном. Всюду молодежь, музыка, бегают дети, продают сладкую вату, кафе заполнены людьми.




В Конью все-таки лучше приезжать в выходные, когда город праздничный и праздный. Впрочем, это относится и к любому другому городу.

Вот здесь бы и нам купить вот такое безе в соседней кондитерской, расслабиться и присоединиться, наконец, к общему празднику жизни, так нет же – побежали дальше, к собору Святого Петра.
Даже, не остановившись, прошли мимо старинного медресе Индже – медресе с тонким минаретом. Так не увидели коллекцию Музея деревянной и каменной резьбы. )

А вот с собором Святого Петра получилась целая история. Достаточно быстро нашли собор. Он притулился на углу узкой улицы. Подошли, подергали дверь – закрыто. Не удивились. Елена писала в путеводителе, что собор открыт всего несколько часов в неделю. Ну, думаем, значит - не судьба. Буквально на минуту задержались у двери, разглядывая карту. Тут дверь открылась и очень симпатичная женщина пригласила нас внутрь. Спросила, откуда мы, христиане ли и предложила присоединить к воскресной службе.
Служба проходила без священника (монахини, как писала Елена, уехали, а никого другого так и не прислали). Как мы поняли, христиане Коньи собираются здесь сами по воскресеньям и проводят службу. Это даже и не служба в традиционном понимании – это такое импровизированное религиозное действо. Людей было не много, разных национальностей, говорили они на разных языках – мы слышали французскую, польскую английскую и арабскую речь, но при этом они прекрасно понимали друг друга. По очереди на своем родном языке они читали главы из писания, молитвы, пели. Кто-то выходил на кафедру, а кто-то говорил со своего места.

Всеми немного руководила эта маленькая очаровательная француженка – вот она улыбается мне в камеру.

Судя по всему, никакого точного плана службы нет, и каждый может прочитать и исполнить то, что хочет. Чернокожие американцы потрясающе спели спиричуэлс. Я такого исполнения на концертах не слышала. Вообще всё было так просто и искренне и проникнуто такой теплотой и любовью, что трогало буквально до слёз.
Я очень рада, что случайно оказалась на этой службе, среди этих людей, собравшихся в маленьком соборе далекого турецкого города, очень признательна им, храни их Бог!
Всё, что произошло, произвело на меня такое сильное впечатление, что, выйдя из собора, я даже забыла его сфотографировать.
Мы вышли и пошли дальше по улицам старой Коньи.





Вот это, между прочим, здание полицейского участка

Так, гуляя, мы пошли к городскому археологическому музею. Я видела в интернете фотографии хранящихся там резных римских саркофагов из Сидамары и очень хотела их увидеть воочию.
Археологический музей Коньи маленький. Когда мы пришли, то никаких посетителей там не было. Нам открыл охранник, и мы были в музее одни.
Саркофаги действительно потрясающие


Особенно вот этот – украшенный изображениями подвигов Геракла.

Много и других, не менее интересных, экспонатов разных исторических периодов



Небольшой дворик музея тоже полон сокровищ


Мало успела сфотографировать – хотелось просто смотреть, а музей уже закрывался. Музей работает до 17.00. Нас никто не торопил, но было неловко заставлять долго нас ждать пожилого охранника.
Вот так мы провели один воскресный майский день в турецком городе Конья.
…
Мне очень нравится, как написал Иосиф Бродский: ««Существуют, однако, места, разглядывание которых на карте на какой-то миг роднит вас с Провидением. Существуют места, где история неизбежна, как дорожное происшествие, - места, чья география вызывает историю к жизни." Написал о Стамбуле. Но в мире немало таких мест. И одно из них – Конья.
Вот и часы на ресепшн нашего отеля в Конье напоминают об этом. Они показывают время в Ватикане, Иерусалиме, Варанаси, Мекке, Бухаре и Самарканде. А самые большие часы идут в обратную сторону. Потому, что время для вас здесь может повернуть вспять.

|