В своём отчете на этом форуме "От НЕмрута до немрута..." http://cappadocia-elenatruva.ru/forum?mingleforumaction=viewtopic&t=193.0#postid-1277 упоминалось о том, что в Турцию мы попали из Грузии.
В свою очередь, мы домой возвращались через Грузию, где немного поездили. Представляю отчет, который написала моя спутница от этом небольшом путешествии.
Сарпи-Батуми-Кутаиси-Тбилиси.
Из Карса выехали когда уже темнело. Чем ближе горы – тем темнее, температура снижается, уже 18 ° С. Огромные капли падают на лобовое стекло. Дождь чередуется с градом. Высота 2 212 м. Все небо пересекают молнии, в 19-30 температура уже 15° С. Совсем стемнело. Дорогу перебежал заяц. В свете фар иногда появляются настоящие кавказские овчарки, дикие, на пис-стоп выйти страшно, мы и не выходим. Едем по ущелью. С двух сторон просматриваются скалы, внизу течет горная речка Чорок. На дороге валяются упавшие со скал валуны. А вдруг они упали только что? И вдруг прямо сейчас упадет еще? Было действительно жутковато. Но мы еще не знали, что через неделю будем ехать еще по более опасному перевалу. И снова ночью. Но об этом позже.
Проехали Хопу. Сразу же за городом в правой полосе выстроилась многокилометровая очередь из фур. Едем в левой полосе и как-то незаметно подъезжаем к пропускному пункту Сарп. Границу прошли очень быстро, проверяли только паспорта, техпаспорт на машину не требовали, только номера забили в компьютер – и на турецкой и на грузинской стороне. В Грузию въехали в полвторого ночи. Взяли карематы, одеяла, и заночевали прямо на берегу под тихий шум прибоя. Очень здорово спать на берегу моря.
12 августа 2012.
Утром проснулись от шума голосов и звука шагов по гальке. Было воскресенье, и на пляже начали собираться отдыхающие.
Леша пошел купаться, солнце еще не взошло
Если идти вперед по пляжу - попадете в Турцию. Никакого ограждения нет совсем.
Если присмотреться, то виден турецкий флаг и справа - мечеть. Это уже Турция.
Купались в ласковом море и загорали до 10 утра.
Доедали вкуснейшие фрукты, купленные ночью в Турции на крайнем перевале перед спуском на Черноморское побережье.
Возобновилась почти забытая проблема отсутствия обратных билетов на паром. Позвонили в Батумский офис паромной переправы. Опять спрашиваем про билеты на 19 августа. И нам отвечают, что бы мы приезжали за билетами 18-го. Нас это не устраивает.
Собираемся и едем в Батуми лично пообщаться с девушкой с приятным грузинским акцентом.
По дороге остановились в Гонио. Осмотрели снаружи древнюю крепость. Скорее всего она играла не фортификационную, а таможенную роль, ибо зачем она стоит на равнине вместо гор? 🙂
Крепость Гонио (груз. გონიოს ციხე, ранее называлась Апсаре или Аспарунт) была римским форпостом в Аджарии, на берегу Чёрного моря, 15 км к югу от Батуми, в устье реки Чорохи. Село находится в 5-ти километрах к северу от турецкой границы.
Первое упоминание крепости принадлежит Плинию Младшему (I век н. э.). Во II веке нашей эры это был хорошо укреплённый римский город в Колхиде. Позднее подпал под влияние Византии. Название «Гонио» впервые упоминается в сообщении трапезундского историка Михаила Панарета в XIV веке. Некоторое время там было место генуэзской торговли. В 1547 году Гонио стал частью Оттоманской империи, это продолжалось до 1878 года, когда после договора Сан-Стефано Аджария стала частью Российской империи.
В навигаторе набрали Батуми, ул. Кутаисская. Ищем где бы припарковаться. Как нам сказал один таксист, все парковки в Грузии платные. Причем паркоматов нет. Зато везде на улицах, в магазинах и офисах есть Pay-box, через которые можно производить различные платежи, в том числе и за парковку. Необходимо внести номер и марку автомобиля и купить парковочный билет на 10 дней, полгода или год. Причем можно на всю Грузию, а можно на Батуми, Кутаиси или Тбилиси. Нам так надолго не нужно. Заехали в маленький дворик. При этом встретились лоб в лоб с полицейской машиной. Полицейский сказал, что на знаки нужно смотреть, зачем мы по встречной едем, это дорога с односторонним движением. Знаков мы не видели, а потом еще специально пошли посмотрели – ну нет там знака одностороннего движения. Местный таксист нам позже сказал, что знак там был, его просто из-за строительства временно сняли, но все знают. Полицейские вежливо нас пропустили, и мы нашли местечко возле стройплощадки. Тут же к нам подошел пожилой грузин в светоотражающем жилете и сказал, что парковка платная – 1-2 лари. Мы сказали, что мы ненадолго и нам нужен офис паромной переправы. Парковщик проводил нас до самых дверей и получил свой лари. Это потом мы узнали, что парковщики эти незаконно берут плату, но им принято все равно платить, хотя у всех водителей обязательно должны быть парковочные талоны.
Рассказ об общении с работниками паромной переправы мог бы занять несколько страниц.
Заходим в офис и говорим:
-Мы хотим на Родину.
Ответ:
-Вы что? Погрузка давно уже началась и билетов уже нет.
-А на следующее воскресенье?
-Билетов еще нет. Приезжайте утром в следующее воскресенье.
Замкнутый круг.
- А можно сегодня забронировать?
- Мы не бронируем, приезжайте с утра к открытию.
И так по кругу много раз.
В конце концов договорились - мы оставляем ей копии наших документов и нас включают в список на следующий рейс, и нам обещают, что домой мы обязательно попадем.
С билетами вроде-бы решился вопрос. Теперь думаем, что делать дальше? Куда ехать? Так получилось, что конкретного маршрута по Грузии у нас нет. Понадеялись на принимающую сторону, но как-то не сложилось. И тут мы решаем, что мы устали и нам очень нужен отдых на море. А море – оно вот, совсем рядом, плещется в нескольких кварталах. И мы принимаем волевое решение – остаёмся на пару дней в Батуми, отдыхать.
Спутницу нашу провожаем на маршрутку в Тбилиси и договариваемся, что встретимся через несколько дней там.
Вопрос с жильем решается просто – подходим к стоянке такси и просим помочь. Познакомились с одним из таксистов, Тимуром. Он нас провел к своему знакомому. Старый дом (130 лет), комната на втором этаже двухуровневой квартиры. Хозяева живут на первом. Хозяина зовут Тариэл, очень гостеприимный, как впрочем, все в Грузии. Пять минут до моря.
Остаток дня провели на пляже, из воды практичски не вылазили – 29 градусов, парное молоко.
Вечером гуляли по Батуми, набережной.
Здание морского вокзала
Практически везде в Батуми идет строительство. И на набережной, и в центре.
Это Батумский государственный университет им. Шота Руставели
Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Парк возле набережной
В Батуми вдоль всей набережной организована велосипедная дорожка и несколько автоматических пунктов проката велосипедов. Очень много велосипедистов. На набережной дежурят полицейские, их достаточно много. По велосипедной дорожке ходить запрещено, за этим тоже следят полицейские. И если велосипедист съезжает с велосипедной дорожки - полицейские начеку. В общем, как в анекдоте – вы не писаете в наш бассейн, мы не купаемся в вашем унитазе.
Вообще полицейских очень много, они практически везде. Но цель у них не наказывать и штрафовать, а поддерживать порядок и приходить, если нужно, на помощь.
Везде, где мы были в Грузии, все с кем мы разговаривали, говорили практически одно и то же - в Грузии сейчас не то, что десять лет назад. Преступности нет. Машину можно оставить где угодно, можно не закрывать – никто не тронет. Мы верили, но экспериментов не проводили.
А если серьезно, то чувствовали мы себя спокойно и в безопасности.
Проводили в очередной рейс наш паром. Проводили за море солнце.
Следующие два дня купались и гуляли по набережной. И ели вкуснейшие хачапури запивая их вкуснейшим пивом.
Вечером зашла в интернет (входит в плату за жилье) и определилась с нашим дальнейшим передвижением по Грузии. Просто так в Тбилиси ехать не интересно, ведь по дороге есть что посмотреть. Решили, что отдыха нам достаточно, завтра в путь.
14 августа 2012, среда
Выехали пораньше, заправились. Бензин стоит примерно так же, как и у нас. Едем по дороге Батуми – Поти, вдоль моря.
Петра.
Видим указатель на коричневом фоне
И тут же, практически в трех метрах от дороги крепость Петра.
Поднялись по ступенькам на самый верх
С вершины видно побережье курортного Кабулети.
Проезжаем черноморские курорты – Кобулети, Григолети. Привет из прошлого - пансионаты советских времен, много заброшенных. Но встречаются и новые постройки. Вода в море очень грязная, с высоты замка Петра очень хорошо видно границу мутной воды – с гор стекает несколько речек.
Проезжаем поворот на Поти и едем дальше на север, в Зугдиди. Проезжаем несколько сел – типичная картина - свиньи пасутся вдоль дороги сами, без присмотра. И телята отдыхают прямо на дороге.
Проезжаем Хоби (Hobi) и монастырь над дорогой.
Кхкта (Kheta) церковь на кладбище.
Там же каменные ступени заброшенного мемориала, деревья успели вырасти прямо на ступенях.
Проезжаем Хамискури (Khamiskuri) – крепость прямо в селе рядом с дорогой.
Зугдиди.
Дворец Дадиани — резиденция мегрельских правителей из рода Дадиани. Территория музейного комплекса очень ухожена. В части дворца идет реконструкция. Там же в музее находится одна из посмертных масок Наполеона.
В Зугдиди купили карту Грузии за 4 лари – без карты как-то неуютно ездить.
Покинув Зугдиди выехали на трассу и поехали в направлении Кутаиси.
Долго искали в Кутаиси собор и дворец царя Баграти III. Решили спрашивать у людей постарше, но и среди них мало кто понимал по-русски. Один парень даже предложил провести нас на своей машине. Долго ехали за ним, а приевел он нас к готельно-развлекательному комплексу «Баграти III», но не к собору. Там нам тоже никто не помог. Уже отчаявшись, спросили пожилую женщину учительского вида, она та нас и направила в нужном направлении.
"В г. Кутаиси, на холме Укимериони, расположен собор, провозглашенный как символ единой Грузии, он так же носит имя первого царя единой Грузии Баграт III-го. К сожалению храм до наших дней достиг в разрушенном виде.
Строительство собора было начато в последней четверти X века и закончена 1003 г. Собор был освящён в честь Успения Богородицы. Его освещение царь Баграт III отметил особым торжеством.»
Сейчас собор реставрируется полным ходом. Территория собора закрыта. Но за собором, если его объезжать слева, открытые ворота, и на высоком берегу реки Мтквари (Куры) мы увидели развалины дворца. А с развалин дворца смогли сфотографировать и собор.
Крутая охрана
Хоть уже и вечер наступал, мы решили, что успеем съездить в монастырь Гелати, расположенный в 12 км от Кутаиси.
По дороге, на горе есть еще маленький монастырь Моцамета
А это уже Гелати
«Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси — наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии. Центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й половины XVI века до 1814 года, памятник Всемирного наследия (1994).
Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.»
Могила царя Давида Строителя. Он завещал похоронить себя прямо перед воротами, чтобы люди ходили по его могиле.
В Гелатском монастыре так же находится усыпальница царей Грузии Багратиони.
Набрали родниковой воды.
Монахи в монастыре очень современные. Один сел в черный опель и уехал куда-то на ночь глядя, а другой все время, что мы там были разговаривал по мобильному.
Вернулись ночевать в Кутаиси.
Обратила внимание на интересную деталь – счетчики в городе расположены такими себе гроздями на фонарных столбах.
Отели долго не перебирали - спросили у прохожего где недалеко от центра можно переночевать, он нам показал через улицу отель. Стоимость 60 лари за двоих. Ничем не отличается по условиям от тех, где мы ночевали в Турции. Только дешевле.
Вечером по традиции вышли погулять и поить пива. И пофотографировать ночной Кутаиси.
Разговорились в молодым парнем, от держит что-то типа кафешки, там продается шаурма и пиво на розлив.
В кассовый аппарат встроен чип в виде симкарты. Как он объяснил – обеспечивает онлайн связь с налоговой. Каждые сутки автоматом считается оборот и платятся налоги. Никто не мешает работать, всех такое положение дел устраивает...
15 августа, четверг.
Утром проснулись рано. Сегодня наша первая цель - Сатаплийский заповедник. Решив, что заповедник не откроется раньше 9-00, отправились гулять по городу.
Городской парк
На площади перед парком
И знаменитый Кутаисский фонтан, ранним утром
В заповедник приехали в 9-30 и еще полчаса гуляли под воротами – он работает с 10-00.
Зато были первыми в этот день посетителями. Стоимость билета 6 лари. С гидом. К открытию собралась группа человек 10 и нас повели на территорию.
Это следы динозавров.
Хочется верить, что они настоящие. Раньше все было под открытым небом, а недавно провели реконструкцию, территорию со следами накрыли павильоном.
Практически живые динозавры, только маленькие.
Когда мы подошли, они начали шевелить головой и конечностями, и издавать характерные звуки.
Чуть дальше – Тираннозавр, тоже почти живой.
Есть там в скалах жилища древних пчел ( не знаю, можно ли их ульями назвать?). Видно, где стекал древний мед.
Смотровая площадка
, мы к ней обязательно поднимtмся, после пещеры.
Пещера не удивила. У нас в Крыму и, к примеру, в Тернопольской области этих пещер гораздо больше. Хотя оборудовано все очень хорошо. Перед входом в пещеру стеклянный куб, дверь открывается и закрывается с брелка, который есть у гида. Самостоятельно туда не зайдешь. Берегут.
В пещере, как и в любой другой пещере, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, всевозможные каменные фигуры.
Из пещеры гид отпустил нас на все четыре стороны. Гулять по заповеднику можно целый день. Дня у нас, конечно же не было, но мы все же еще погуляли.
В павильоне стоит целый скелет динозавра. Огромный.
По периметру под стеклом разные экспонаты – отпечатки в камне древних червей, сороконожек, ракушки древних моллюсков, части скелетов динозавров. Может и вправду, они здесь водились?
Это кафе возле смотровой площадки.
Виды со смотровой площадки
Оттуда мы увидели плщшадку
Очень пригодилась подзорная труба.
А там настоящий древний лес
Когда вышли за ворота заповедника – вся парковка была занята автобусами и автомобилями – народу очень много. Хорошо, что мы ранние пташки, приехали к открытию.
По дороге в Гори.
Ubisу (Убиси) каменный монастырь IX века. Вошли в калитку, все открыто, никого нет. Минут десять бродили по территории.
Появился грузин, сказал, что мне в храм нельзя, голова не укрыта. Леша зашел с ним в церковь, я осталась, так как платка у меня не было. Рассказал, что монастырь сейчас под защитой ЮНЕСКО. Выделили много денег, заделали трещину. Сказали, что нужно строить туалет, навес, кафе – и будут приезжать туристы.
Пока всего этого нет. И туристов, кроме нас, тоже нет. В монастыре есть два монаха, но живут пока в соседнем доме через дорогу.
Перед воротами монастыря стоял вот такой аппарат
Думали, что он уже не ездит. Ха, еще ак ездит. Завелся правда не сразу, но все же завелся и уехал.
Выезжаем опять на трассу. Немного отвлекусь.
В Грузии (как и в Турции, где манера езды практически такая же) правила дорожного движения выполняются как-то избирательно. Все пристегиваются, даже таксисты. Во всяком случае, я ни разу не видела в автомобиле не пристегнутыми водителя или пассажиров (передних). Но при этом, могут обгонять через сплошную осевую в узком туннеле, или с левой полосы поворачивать направо, когда мы по средней едем прямо. На знак Стоп никто не останавливается. Повороты не включают никогда. Просто перед маневром сигналят (фа-фа) и обгоняют. На светофорах, еще с красного не успеет переключиться на зеленый, а тебе уже нетерпеливо сигналят – мол нечего тут стоять. Фары включают ну уж когда совсем стемнеет, при чем сразу дальний свет – так виднее.
Сначала это удивляло, потом напрягало, а потом даже немного заразило.
По трассе велосипедисты цепляются руками за фуры и так облегчают себе путь.
Да, и еще, пешеходов никогда не пропускают. Даже если они уже на пешеходном переходе их просто объезжают на скорости, могут и обфафакать.
Возвращаемся на дорогу Кутаиси-Гори.
Сурами – маленькая крепость на холме посреди села.
Обошли крепость вокруг в поисках входа.
На входе стража – требуют денег за вход. Мы прошли бесплатно.
Мальчишки клянчили деньги постоянно. Один пытался продать нам сомнительного вида свечки, по-моему он одни и те же продает многократно.
До машины шли в сопровождении тех же пацанов, которые продолжали клянчить деньги. Но тут подъехали другие туристы и нас оставили в покое.
Правда, подойдя к машине обнаружили исчезновение ведерка, которое с самой покупки Терика висело под задним бампером. Оно объездило с нами всю Украину, Восточную Турцию и пол Грузии. И было с мясом вырвано малолетними бандитами в курортном городке Сурами, в котором прожила последние годы жизни и умерла Леся Украинка и где установлен памятник поэтессе. Вот такая вот любовь к Украине.
Ну чтож, все равно едем дальше.
Опять указатель на коричневом фоне – Tsromi, 8,2 км.
«Цромский храм (груз. წრომის ტაძარი) - раннесредневековый храм Грузинской Православной церкви в Хашурском муниципалитете края Шида-Картли. Храм расположен на правом берегу реки Мтквари (Кура), в трёх км от железнодорожного вокзала деревни Гоми, в сердце деревни Цроми. Храм был построен в 626-635 годах по указу Картлийского эристава Степанoза II».
Дорога до храма очень хорошая, но заканчиватся асфальт ровной линией практически рядом с воротами, а дальше, в село, обычная грунтовка.
Было очень жарко,
По дороге увидели церковь под жестяной крышей
В селении Руиси
Едем в Гори
«Горис-цихе - старинная оборонительная крепость Горис-цихе расположена на горном холме, который находиться в центре Гори. Предположительно, эта крепость была возведена во времена царствования легендарного грузинского царя - Давида, которому дали прозвище "Строитель". Археологи предполагают также, что крепость Горис-цихе была построена на месте ещё более старинной оборонительной постройки.»
Немного поездили по Гори.
Уже не увидим знаменитый шестиметровый памятник Сталину, установленный в 1952 году. В ночь с 24 на 25 июня 2010 г. памятник был демонтирован для последующего переноса. На его месте будет установлен монумент, посвящённый погибшим во время августовской войны 2008 года.
Впереди нас ждут две столицы Грузии - древняя Мцхета и современный Тбилиси по настоящему грузинскому автобану.
15 августа 2012.
Об автобане по-грузински разговор отдельный. Асфальт ровный, без ям и ухабов. И разметка нанесена везде четкая. Указатели на зеленом фоне, как положено. Но…
Отбойник установлен не везде. Практически на всем протяжении примыкания сельских дорог. По обочине встречаются тракторы и телеги. И коровы.
По плану мы должны были посетить Уплисцихе (дословно Божья Крепость) - пещерный комплекс, высеченный вручную в мягком песчанике две с половиной тысячи лет назад. Но указатель на Уплисцихе отсутствовал – скорее всего его не установили после строительства автобана. Отложили пещерный город на обратную дорогу.
На подъезде к Мцхете на вершине горы увидели монастырь Джвари (585-604гг).
И развалины крепостных стен.
Мцхета.
«Город очень древний, самая первая столица Грузии, но от прошлого осталось только два храма. Фактически, это даже и не город. Мцхета была городом в полном смысле слова до 736 года, когда была разрушена арабской армией Мервана. После разрушения она никогда уже не имела прежнего значения.»
Женский монастырь Самтавро в Мцхете. Церковь построена в IV веке царём Мирианом. Там же он и похоронен.
А сейчас мы ищем храмовый комплекс Светицховели – Животворящий Столп - первый и главный храм в Грузии, основанный в IV веке, перестроенный в 1010 и в XV веке восстановленный.
Храм окружен высокой крепостной стеной с башнями. Пока нашли вход обошли практически со всех сторон. Вокруг территория очень ухожена. Все дома на прилежащих улицах покрыты новыми красными крышами. Тротуары и пешеходные зоны – новой брусчаткой. Внутри крепостной стены ведутся реставрационные работы.
Это площадь перед главным входом.
Сразу на входе - Патриарший собор, построенный в 1010–29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви 4 века. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в 15–17 веках.
В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.
Солнце заходит, и мы понимаем, что в Джвари мы не успеваем. Опять оставляем на обратную дорогу и спешим в Тбилиси.
Как мы нашли в Тбилиси район и дом, где мы должны были ночевать- это загадка.
Вообще-то, выезжая из Мцхеты мы сразу же попали в Тбилиси. Уже стемнело, пошел мелкий дождь. Навигатор города не знает. Звоню своей знакомой – она уже нас ждала. Нам нужно было пересечь практически весь город, в темноте, под дождем, совершенно не понимая, куда нам ехать. Водитель стал заметно нервничать. По телефону нам сказали, что нужно найти район Ортачала, улица Горгасали. Если не найдем – спросить любого полицейского – он расскажет и покажет. Где искать полицейских мы тоже не знали. Навигатор нужную нам улицу нашел в соседнем городе километров за 50. Опять звоним. Нужно ехать вдоль реки Мтква́ри (мне название Кура не нравится) по набережной, никуда не сворачивать, а там опять спросить. Поехали. У меня в руках схема Тбилиси, напечатана на обратной стороне карты Грузии, которую мы купили в Зугдиди. Очень приблизительная схема. Вокруг сплошная стройка. Выезжаем на какой-то проспект. Машин нет, за нами едет полицейская машина, что-то кричат по-грузински в рупор и прижимают нас к обочине. На тротуаре видим полицейского (как мы думаем). Молоденький парень, по-русски не понимает, улицу не знает и просит нас уехать с проспекта. Парень оказался никакой не полицейский, а солдатик, стоял в оцеплении, должен был проехать какой-то кортеж. Мы сворачиваем на боковую улицу и останавливаемся. Опять звоним. Нас просят передать трубку любому прохожему на улице. Цепляем проходящего мимо парня и просим поговорить по нашему телефону. Короткий разговор по-грузински, парень садится к нам в машину и показывает дорогу. Оказывается, мы правильно ехали и не доехали всего пару кварталов. Парня зовут Ираклий, он местный житель этого района, и он с удовольствием проводит нас до нужного места. Спасибо огромное!!!
Поселились мы в частном секторе, практически в центре Тбилиси.
Вечером ужинали вкуснейшими настоящими хинкалями и запивали их не менее вкусным пивом.
16 августа 2012
Хозяева нашего временного жилища – Рустам и Рита – армяне. С утра угостили нас свежим инжиром и грушами, сорванными прямо возле дома в саду.
Заботливая мамочка кормила деток.
Сегодня весь день посвятим прогулке по Тбилиси. Никакого определенного маршрута у нас не было. Решили просто побродить по улицам.
Тбилисские серные бани , на заднем плене – крепость Нарикала.
Рядом с банями ведется строительство.
Вообще-то нам не очень повезло во время нашего приезда. Центр Тбилиси весь был перекопан. Проезжую часть проспекта прячут под землю, а сверху проектируется пешеходная зона. Стройка идет полным ходом, везде вырыты огромные котлованы, как для метро, пешеходных дорожек нет, улицу перейти невозможно. Пыль столбом, грохот и грязь. Но настроение все равно отличное, мы в Тбилиси!
Крепость Нарикала.
Находится в самом центре Тбилиси, на горе Мтацминда (Святая Гора).
Самый известный и древний памятник Тбилисской старины, душа и сердце города. Датой постройки крепости называют приблизительно IV век н.э., фактически с основания самого города. Первоначальное название крепости - Шурис-Цихе («Завидная Крепость»). А со времени монгольского нашествия крепость стала именоваться «Нарын Кала» (от тюркского - «малая крепость»). В 1827 году крепость была разрушена землетрясением и с тех пор цитадель полностью не восстанавливалась.
К крепости мы решили подняться по канатной дороге. Работать она начинает с 11-30, так что пока погуляем по окрестностям.
В небе видны две кабины, они пока не движутся. Мы сначала решили, что канатная дорога сломалась, и там застряли люди. Но как оказалось, ее просто пока не включили.
Нарикала притягивает
хочется её все время фотографировать.
На противоположной стороне Мктвари видим Метехи – древнюю цитадель и резиденцию грузинских царей (XIII в), крепость, куда входили замок, монастырь и храм. Тоже реставрируется.
Вода в реке очень грязная, мутная.
Рядом опять строительство
Знаменитый Тбилисский мостик. Мне понравился, а местные его не любят почему-то.
На мосту постоянно находится полицейский, следит за порядком.
В самом центре развернутого строительства – чудесный фонтан, музыкальный.
Мы минут пятнадцать не могли от него отойти.
Дождались наконец-то открытия канатной дороги. Стоимость по-моему 1 лари. Но билет просто купить нельзя. Только магнитную карточку на любое количество проездов, хоть на один. Залог за карточку 2 лари. Её потом можно сдать, но только при наличии паспорта. Купили мы эту карточку на один проезд двух человек, потому как спускаться решили по лестнице, так живописней.
Кабины современные, работает кондиционер. Несколько фото с высоты
Нарикала и виды с горы.
Президентский дворец
И снова серные бани, только вид верху
На соседней горе Сололаки памятник матери Грузии. Монумент был построен в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели
Спустились вниз и свернули на боковые улочки, подальше от грохота и пыли.
Жарко
Троицкая церковь (1790)
Президентский дворец
Гуляли по Тбилиси до вечера.
По дороге домой купили арбуз и вечером с удовольствием съели его запивая сухим вином.
Завтра мы покидаем Тбилиси и отправляемся дальше.
17 августа 2012.
Наш путь лежит не юго-восток от Тбилиси, город Тетри-Цкаро в 60 км от столицы.
По дороге.
Монастырь Шавнабада (Черная бурка) и церковь святого Георгия. Была построена в 18 веке. Впоследствии церковь перешла к армянам, подвергшись переделкам и перестройке. Колокольня и храм во имя св. Георгия Победоносца были выстроены вместо древних.
В село Асурети заехали специально.
Говорят, что когда-то здесь жили ассирийцы, откуда и название. В 19 веке сюда переселились немцы, особенные религиозные немцы, которые просчитали, что Апокалипсис не затронет Кавказ. В поселке до сих пор можно найти немецкие дома. В 40-е годы немцев за одну ночь вывезли в Сибирь, а один из потомков недавно вернулся, выкупил дом и стал там жить и принимать гостей из Германии.
От прежних эпох остался немецкий храм 1871 года постройки. В советское время его достраивали и надстраивали, но фасад храма все еще узнаваем.
В этом же селе живет Леван Метревели, который в своем доме устроил мастерскую по отливке колоколов, единственную мастерскую такого рода в Грузии.
а рядом с церковью вот такой вот колокол
Развалины замка Парциси. Остатки крепостных стен.
Чуть ниже под холмом церковь
Рядом я таки нашла скульптуру барана, о которой читала еще в Киеве.
Проезжаем мимо водохранилища
Этот белый колодец на фото – перелив уровня водохранилища. Чтобы иметь представление, как на момент нашего посещения ушла вода...
Вода очень ушла . Местные жители говорят, что это лето очень жаркое, такой засухи давно не было.
Правда на берегу водохранилища огромные заросли ежевики. Очень спелая и сладкая.
Всю спелую я уже съела. Относительно неспелой ежевики нам рассказали, что мужчинам, которые хотят оставаться мужчинами, лучше ее не есть. Лёша на всякий случай перестал сразу есть и спелую..Мало ли что... 🙂
Триалетские горы
Заехали в дремучий-дремучий лес
посмотреть остатки церкви святого Георгия.
Внутри на стенах остались надписи
А это наружная стена
Дальше едем смотреть циклопическую кладку. Она находится на горе Самеба. Дорога через дремучий лес ведет нас к конусообразной вершине, где по словам нашей спутницы (с которой мы по Турции ездили) и находится циклопическая кладка.
Дорога чем выше, тем хуже, очень много огромных валунов. Решаем оставить машину и идти пешком.
Из Википедии:
«Циклопи́ческая кла́дка — конструкция, состоящая из больших тёсаных каменных глыб без связующего раствора; древние греки приписывали их циклопам (киклопам). Устойчивость всего сооружения достигается только силой тяжести каменных глыб. Относятся большей частью к бронзовому веку.»
И вот первые каменные глыбы. Время разрушает все
На самой вершине приютилась церковь святой Троицы. Крохотная.
Здесь проходят ритуалы жертвоприношений. Вокруг перья, кости, черепа.
и циклопическая кладка
Я это место совсем не поняла. Циклопы, какая-то легенда про Дэва и Самебу, которые бросали огромные валуны, армянская церковь, жертвоприношения…
Заезжаем в Тетри-Цкаро – здесь у нас ночевка. Но до ночи мы еще увидим Самшвильде – собственно цель нашей поездки в эти края.
Тетри-Цкаро - райцентр, городок с населением 4000 человек. Название переводится как "Белый Источник" из-за родников с белой от известняка водой. В годы Российской империи назывался Белый Ключ, здесь родился великий князь Георгий Михайлович, внук Николая II.
При таком названии в городе нет воды вообще. Водопровод включают раз в неделю и всего на пару часов. Центральный источник не работает
Воду набрали из источника, расположенного в канаве, выстояв полчаса в очереди.
Я спросила у нашей спутницы работает ли почта. Ответ – Почти нет.
В тетри-Цкаро мы еще вернемся, а сейчас – Самшвильде.
Мост через реку Чивчави
Заросли ткемали и кизила.
Самшвыльде - заросшая кустарником территория древнего города, рядом с одноименным селением. Город был когда-то крупный и знаменитый. В VIII веке тут был построен большой храм - Самшвилдский Сион, вроде как первый крупный храм в Грузии. Турки его разрушили в 1578 году, но кое-что осталось.
Въездная дорога в город
С обеих сторон дорога огорожена вот таким «бордюром»
Ехали сколько могли, потом машину пришлось оставить.
Фотографировать очень сложно – все поросло кустарником (колючим).
Развалины церкви
Прошли еще немного – опять церковь, действующая.
Мужское населений Самшвильде проводят к церкви воду. Все армяне. Они как раз сели обедать Приглашали и нас. Мы вежливо отказались - пить не можем, за рулем. С их разрешения фотографируем.
И тут я увидела то, о чем тоже читала в интернете еще в Киеве. Каменная лошадь!!! Ура. Я нашла и барана и лошадь!! Проехать такое расстояние и не найти их – я бы не пережила )).
Тут к нам подошел молодой парень и заговорил на (как вы думаете на каком языке? Не догадаетесь – на украинском!) Счастья его не было предела. Зовут Аркадий. Он много лет прожил в Украине в Кировоградской области, с родителями, братьями и сестрами. Их было несколько семей. А родители родителей жили в Самшвильде. И вот они состарились, и несколько семей все продали и переехали в Грузию. Это было около года назад. Аркадий очень скучает за Украиной, у него даже девушка здесь осталась. Мечтает вернуться.
Оставив работников отдыхать мы отправились дальше. Аркадий пошел с нами.
крепостная стена
По местности протекает река Храм, которая прорыла в породе ну очень глубокий каньон. С севера в нее впадает еще одна речка и тоже прогрызла каньон. Между каньонами образовалась узкая полоса земли, на которой образовался город. Одно время он даже был столицей небольшого армянского царства. Сейчас на месте города остались руины храмов, остатки собора, много фундаментов, башни и прочее. Территория большая, ходить можно долго.
Открылся вид с крепостной стены
Еще церковь
А это остатки Синода.
По всему периметру строения – надпись
По этой надписи, выполненной древнегрузинским шрифтом, удалось выяснить дату строительства Сиона. Его строили с 759-го по 777-й год.
А внутри надписи на старорусском датировано 1888 г.
высоко в небе парит хищник
Вернулись к строящемуся водопроводу – рабочие все еще обедают.
Магнитный камень – если к нему приложить монетку, она удержится на нем.
Менгир на главной улице городища.
Сверху лежат несколько монеток разных стран, среди них и наши 25 копеек.
Покидать древний город не хотелось. Но уже темнело, пора возвращаться.
В Тетри-Цкаро вернулись довольные и голодные. Купили две пол-литровые банки мацони и лаваш – объедение.
А поздно вечером купили в местной лавке мороженые окорочка (их здесь называют «ляжки») и сделали вкуснейший шашлык на углях из сухой виноградной лозы. А в ожидании шашлыка пили грузинское вино и пели украинские песни. Правда Леша еще порадовал хозяйку песней «Тбилисо» на грузинском.
18.08.2012
Сегодня предпоследний день пребывания в Грузии. Завтра отходит паром на родину. Попрощавшись с нашей грузинской армянкой мы отправляемся в обратный путь, в Батуми.
Как вы помните, на обратную дорогу у нас отложено посещение Джвари в Мцхете и Уплисцихе (если найдем).
Проехали транзитом Тбилиси и мы опят в Мцхете.
«Над Мцхетой, на вершине горы, у слияния рек Куры и Арагви, стоит один из великолепных памятников Грузинской архитектуры - монастырь Джвари (в переводе досл. - Крест). Сразу после принятия Христианской веры царь Мириан на этом месте воздвигнул высокий деревянный (из виноградной лозы) крест, которого боготворили и другие Кавказские христианские национальности. Эрисмтавари (титул - груз. перевод дословно, «глава людей») Картли - Гуарамм, рядом с Крестом построил маленькую церковь, которую сегодня называют "Мцире Джвари" (Малый Крест).»
По другой легенде, крест воздвигла святая Нино из виноградной лозы, связав лозу своими волосами.
внизу видно слияние двух рек
Выезжаем на полюбившийся нам автобан
На первой заправке спрашиваем, как нам найти Уплисцихе.
Если кто-то захочет найти это место – я не расскажу точно. Как мы его нашли я не знаю. Все время спрашивали у всех, кого видели, и каждый раз получали разные инструкции.
Значит, с автобана от Мцхеты через прибл. 40 км свернули на Каспи (есть указатель). В Каспи спросили таксистов – они нам не помогли. Дальше спросили у двух пожилых грузин. Один из них держал в руке вафельный стаканчик с мороженым. Звали его Джемаль Бажанишвили. Он сказал, что нам как раз по пути, а в Уплисцихе служит его сын, и лучше его нам никто не расскажет, как туда доехать. Сели в машину и мы довезли их до села Метехи. Причем Джемаль до мороженого так и не притронулся, а я все боялась, что оно потечет на сидение. Обошлось.
Выходя в Метахи нам дали подробную инструкцию: Метехи проезжаем по главной, потом взорванный мост, дальше Доэси, Кахурели и будет вам счастье.
В Метехи остановились посмотреть высокую церковь в центре города.
«Успенская церковь в селе Метехи была построена в 1278-84 годах при царе Деметре II. В XIX веке церковь была перестроена под казармы казачьего полка, а при Берии чуть было не снесена (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил собственной жизнью). С 1988 года церковь вновь действующая (в своё время Звиад Гамсахурдия объявил голодовку, требуя возвращения храма Грузинской церкви).
В 1961 году площадка перед храмом украсилась конной статуей Вахтанга Горгасала - царя Иберии во второй половине V века, одного из основоположников грузинской государственности.»
Внутри идет реставрация
Видели взорванный последней войной мост, вернее то, что от него осталось. Фотографировать не стали.
Четко следуя инструкции, мы наконец-то видим выглядывающий из кустов указатель на Уплисцихе. Ура!
потом еще один
Мктвари
Переехали речку и сразу за поворотом увидели пещерный город
Вход на территорию платный -6 лари с человека. Можно с экскурсоводом.
Ящерка
Чтобы попасть в пещерный город, конечно же нужно подняться по ступенькам через длинную пещеру.
Гулять по городу можно долго
Вот что мы нагуляли
И вот мы снова на скоростной грузинской дороге.
У нас было два пути следования до Батуми – в точности как мы ехали несколько дней назад , или свернув в Хашури на Борджоми и Ахалцихе.
Еще будучи в Тбилиси, разговаривая с Рубеном и Ритой, мы узнали, что несколько дней назад в Ахалцихе открыли вновь отреставрированную крепость, и открывал ее никто иной, как Шарль Азнавур, который родом из Ахалцихе, и на чьи деньги эта крепость была отреставрирована. Это и было решающей точкой в определении нашего пути до Батуми. Да и Борджоми проезжаем.
Борджоми совсем не впечатлил.
Хотели заехать в лес – все заезды перекрыты шлагбаумами.
Но зато на выезде из Борджоми увидели указатель на коричневом фоне «Зеленый монастырь»
Зеленый монастырь расположен в зеленом лесу
Дорога до Ахалцихе очень живописная.
И тут повернув голову я вижу
КРЕПОСТЬ
Еще через два километра – опять крепость, на горке над селом Ацкури. Крепость тоже называется Ацкури. Предыдущая крепость – тоже она.
Незаметно въехали в Ахалцихе. На закате. Ну и что, что поздно, на закате как раз самые красивые фотографии.
Крепость отреставрирована шикарно. Хотели зайти – полицейский нас отправил в кассу. Цена билета какая-то несусветная. Решили билеты не покупать, а обойти крепость вокруг. Когда вышли из кассы, билеты уже никто не спрашивал. Я зашла внутрь, Леша нарушать не захотел. Внутри смотреть не на что.
Зато снаружи очень красиво
только грязно
Пока смотрели крепость старались не думать, как мы попадем в Батуми. Опять у нас два пути – вернуться в Хашури и ехать по трассе Тбилиси-Батуми больше 400 км, или по южной дороге, от Ахалцихе через перевал промчаться каких-то 162 км. Мы решили ехать короткой дорогой.
Как говорится, словами «Я знаю короткую дорогу» начинаються самые длинные и трудные путешествия.
Итак, солнце зашло за горы, смотреть и фотографировать больше нечего, мы вернулись к машине. Возле неё стоит грузин и внимательно рассматривает. Мы подходим. Он говорит – Хорошая машина, я себе тоже такую хотел, но купил РАВ. Почему? – У Териоса сложные обводы, плохо рихтовать. Вот так.
Спросили у него, проедем ли мы через перевал? Он внимательно посмотрел на наши колеса и сказал – на этих доедете, но (внимание!) ЗИМОЙ ТАМ НЕ ЕЗДЯТ. Нам бы прислушаться и задуматься над этой фразой. Но окрыленные словом «доедете» мы отправились в путь.
На всякий случай спросили у таксистов, те тоже заверили нас, что навигация через перевал летом нормальна, люди ездят. А мы что, не люди что ли! Едем.
Приехав в Киев, я посмотрела информацию об этом пути.
«Трансаджарская трасса - это дорога, ведущая из Батуми в Ахалцихе. Её длина 160 километров, она пересекает 6 районов и 7 городов, если учитывать Батуми. Она интересна и с исторической и с пейзажной точки зрения. Качество ее пока очень и очень разное.»
Про интересности сказать ничего не смогу – мы ничего не видели, даже самой дороги. Это и хорошо, что мы не видели, где мы ехали.
Сначала ехали по хорошему асфальту и радовались, что вот скоро мы уже будем в Батуми, утром может успеем искупаться. Ха.
Асфальт в одночасье закончился, машина просто соскочила на каменистую грунтовку .
Совсем стемнело. Мимо нас навстречу проехал джип с украинскими номерами – мы подумали, что это наш паром привез очередных путешественников. Но они же через перевал Годердзи проехали, значит и мы проедем.
Мы не учли время суток. Вечером опустился туман, пошел дождь. А ближе к перевалу мы еще периодически въезжали в облака. Дорога узкая, местами две машины не разъедутся. Встречные машины перестали появляться. Ни дальний, ни ближний свет фар ничего не даёт – только противотуманки или одни габариты. И вот около пятидесяти километров мы ехали по мокрой горной дороге, в дождь, в кромешной темноте, ориентируясь только по стрелке навигатора, и о поворотах дороги узнавали только по светящейся ленте на экране навигатора или по траве, растущей вдоль обрыва. Один раз дорогу пересекал водопад. Воды в пол колеса. Слева пропасть, а справа в окна бьёт вода, падающая с двухметровой высоты. Я попыталась это заснять – уронила камеру на коврик машины от тряски и вибрации и оставила попытки. Тридцать километров мы ехали больше пяти часов. Сначала вверх, потом, после перевала вниз. Когда случился перевал не зафиксировали, не до того было. Было так страшно, просто до ужаса. На спуске машина иногда просто ехала на тормозах по скользкой грязи. Где-то по дороге нам помигали из Рено Кенго. В салоне четыре грузина. Спрашивают – У вас есть навигатор?. – Да – Тогда мы поедем за вами. Так и ехали большую часть пути.
Уже на спуске вдруг упираемся в колонну . Сколько машин – не видно. Но стоят плотно. Думаем, всё, приехали. Опоздаем на паром и в лучшем случае уедем в следующее воскресенье, а в худшем придется ехать через Россию . К счастью все быстро разрешилось. Оказывается, где-то впереди у жигуля между колесом и аркой застрял булыжник с дороги. Намотало с липкой глинистой грязью на ухабе! Несколько бравых джигитов приподняли его за крылья, потрясли – и камень выпал. Дальше я заснула, может Леша чего еще допишет.
Забыла еще сказать, что бензина у нас оставалось пару делений, и вроде этого было бы достаточно на 162 км, но во время всего пути через перевал стрелка предательски опускалась на глазах – скорость 5 км/ч, режим газ-тормоз. Ближе к Батуми (за 50 км) встретилась заправка (это первая), но там только 92. Леша готов был залить, я воспротивилась. Сказала, что на спуске можно выключить двигатель и скатиться накатом к подножию (шутка).
В Батуми въехали на рассвете. Сразу остановились и заснули. Леша заснул – я то уже спала.
Пару часов сна – и вперед. За билетами на Родину.
Приехали к офису Укрферри к 8-30, Закрыто, сказали приходить к 10-00, но нас помнят.
Завтракали в знакомой хачапурной такими же вкусными хачапури.
На набережной сфотографировали вот такую Дайхатсу.
И вот вожделенные билеты у нас на руках. Правда за бронь пришлось отдать 45 лари. И здесь произошел наш спор с работниками паромной переправы на тему : наш Териос это джип или не джип. В любой другой ситуации я бы доказывала конечно, что джип. Но здесь цена вопроса составляла 30 долларов (универсал, как написано техпаспорте, перевозить дешевле). Грузинская сторона нас уверила, что джип, очень оригинальным образом – помощник капитана по погрузке вышел на улицу и стал тыкать во все стоящие машины – это джип, и это джип, и это… , а вот это не джип… В общем Терик – самый настоящий джип, и перевезти его через все Черное море из Батуми до Илличевска стоит дороже, чем какой-то там универсал или седан!
Встретили нашего знакомого таксиста Тимура. Обрадовался нам как родным. Рассказали, что мы проехали через перевал Годердзи. Он сделал круглые глаза, и как нам показалось – не поверил, ибо в дождь и туман там проехать невозможно.
Пора загружаться. Заехали в порт. Пока ждали погрузки познакомились с Рати – он железнодорожник, отвечает за ж.д. контейнерные перевозки, следит за погрузкой-выгрузкой составов на паромы. Немного поговорили, сказали, что три недели назад мы приехали на пароме. Он тут же говорит – на том, что свиней привез? Мы говорим – да. Их, оказывается, везли из Голландии. Какие-то жутко племенные хрюшки. И везли не в Грузию, а куда-то чуть ли не в Армению, или куда-то еще. Могу представить, в каком виде их довезут.
Тут же на правах знакомства Рати договорился о нашей первоочередной погрузке на паром, но с самого краешка, возле выезда, чтобы одними из первых выгрузиться. Спасибо. Оставил номер телефон – мол, будете у нас в Батуми – звоните.
Вот и Терик уже привязан (забыла как слово называется),
До свидания, Батуми
До свидания, гостеприимная Грузия. Мы еще обязательно приедем. Ведь нам так и не удалось увидеть чудесные виды с перевала Годердзи, где зимой высота снежного покрова достигает трех метров и зимой там не ездят. А летом, и только с утра – обязательно еще поедем.
Шестьдесят часов обратного плавания прошли спокойно и продуктивно. Я написала бОльшую часть отчета о нашем путешествии под грузинский коньячок.
Закат солнца в Черное море все так же прекрасен
По дороге встретили «черный паром» Укрферри. Не разобрали то ли "Герои Шипки" то ли "Герои Плевны" 🙂 Черный, потому, что там нет условий для пассажиров. Ну и окраска корпуса соответствующая. Так говорят дальнобойщики. Это его фото на фоне Крыма
Заход в Ильичевск проспали. Выгрузка была долгая и нудная, таможенники и пограничники не добрые, документы на машину оформляли полтора часа. В контре выписали расходную накладную на выдачу авто в шести экземплярах под копирку. Хотели взять 10 гривен за оформление (тетка выдвинула ящик тумбочки стола и говорит – с вас 10 гривен. – За что? - За оформление.- Я говорю – давайте чек, мне отчитаться надо. – Ну можете не платить. Здравствуй родная страна. И потом по одному экземпляру этой расходной накладной забирали на таможне, пограничники, какой-то склад, на который я якобы сдавала машину для хранения при перевозке еще где-то, при выдаче пропуска, и последний перед шлагбаумом на выезде из порта. При этом еще сверили фамилии и марку авто с ведомостью. Причем ни одного экземпляра накладной в результате этого документооборота у меня на руках не осталось..
Все, мы дома.
Те несколько сот километров до Киева я проехала на одном дыхании. После такого путешествия – это не расстояние 🙂
.
|