Пещера Семи спящих отроков
На окраине Эфеса находится ранний христианский погребальный комплекс "Семи спящих отроков эфесских".
Изображение Семь спящих отроков эфесских, по христианской легенде, юноши-христиане из Эфеса: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (западная традиция называет другие имена), заснувшие более чем на 300 лет.
Согласно легенде, они укрылись в пещере на горе Селион от преследований римского императора Деция (249-251), пытками и казнями понуждавшего христиан к идолопоклонству. Обнаружив их убежище, Деций приказал завалить камнями вход в пещеру, где спали юноши, предоставив им погибнуть от голода.
Но при благочестивом императоре Феодосии II (408-450) они проснулись, и чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти Семь спящих отроков почитались в народе как целители животворящим сном.
Это коротко.
А вот - подробная легенда )
ЛЕГЕНДА О СЕМИ СПЯЩИХ ОТРОКАХ.
Эта история произошла в III веке нашей эры во времена императора Деция, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам. Пыткам и казням последователей Иисуса не было конца.
Жили-были в городе Эфесе семь мальчиков. Звали их – Максимилиан, Ямвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин.
Все они происходили из знатных и богатых семей, находились на военной службе и были христианами.
Однажды прибыл в Эфес Римский император Деций и повелел эфесским христианам под страхом смертной казни собраться на городской площади на праздник и принести жертвы римским богам. Но мальчики отказались это сделать и не пошли на площадь. Об этом донесли Децию и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.
- Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.
- У нас один Бог,- ответил ему Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.
Деций повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил - на время, пока он снова не приедет в Эфес.
Но отрекаться от веры у мальчиков не было и в мыслях, поэтому они бежали из города и поселились в большой пещере на горе Охлон. Там они молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.
Самого младшего Ямвлиха посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду.
Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.
И вот однажды Ямвлих увидел, как Деций въезжает в Эфес.
Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в храм и принести жертвы богам.
Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении. Ямвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться. Наступил вечер. Ямвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.
Деций узнал, что мальчики прячутся в большой пещере и повелел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.
Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.
Но мальчики ничего не слышали - они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы...
Прошли много лет – умер Деций, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; много лет спустя на престолах воссели христианские цари - а отроки все не просыпались.
В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец.
В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда.
Однажды рано утром семь отроков проснулись. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь - ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились. Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Ямвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.
- Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.
- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!
У входа в пещеру Ямвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?
Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест.
Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес.
В изумлении Ямвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик.- Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".
Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Ямвлих.
Расплачиваясь за хлеб, Ямвлих подал торговцу монету императора Деция и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что юноша скрывает какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере. Там в груде камней он нашёл запечатанный ларец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых мальчиков.
Епископ немедленно написал обо всем в Константинополь императору Феодосию. Вскоре император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз навсегда
Вот такая красивая и печальная легенда. Проспали мальчики около 194 лет (а по некоторым данным и более 300 лет). Они как бы выпали из времени и стали символом перехода от эпохи гонений на христианство к его торжеству.
|