АКРОПОЛЬ
Акрополь открыт ежедневно с 09.00 до 17.00.
Входной билет- 20 лир.
Рядом с автостоянкой находятся ларьки с сувенирами, напитками и туалеты. Построен подъемник, но почему-то не работал.)

Акрополь располагается на вершине холма, который возвышается над современной Бергамой.
Туда лучше добираться на такси.


Сам верхний город возвышался над окружающей его долиной на высоте 270 м. Здания на нем были расположены террасами, в соответствии с рельефом холма, служившего ему основанием. Пространства между храмами, гимнасиями, дворцовыми сооружениями, библиотекой и театром были заполнены площадями разной величины, украшенными галереями и портиками.

В склон холма, на котором располагался акрополь, был вписан амфитеатр высотой около пятидесяти метров. Это самый отвесный из известных античных амфитеатров. Чтобы подчеркнуть уникальность этого сооружения, его иногда называют перпендикулярным театром. На 80 его рядах одновременно могло разместиться 15 тысяч зрителей.


Между храмом Афины и храмом Траяна располагалось здание библиотеки. В пергамской библиотеке хранилось одно из самых больших собраний свитков — более 200 тысяч.
Знаменитый римский полководец Марк Антоний, правитель восточных территорий империи, послал собрание пергамской библиотеки в Александрию в качестве свадебного дара царице Клеопатре.
В IV в. н. э. Александрийская библиотека сгорела, в огне погибли и манускрипты, вывезенные из Пергама.


Алтарь Зевса воздвигли при Эвмене II в ознаменование побед над галлами, которые одержал его предшественник, царь Аттал I.
Как и у многих памятников, находившихся на этой земле, у алтаря Зевса есть своя собственная история.
В период раннего средневековья алтарь был разрушен. Его постигла участь других гениальных произведений античных мастеров — многие детали и скульптуры памятника были использованы для строительных целей.
Причем расхищение остатков сооружения продолжалось в течение нескольких веков.
Честь открытия алтаря принадлежит инженеру из Германии К. Гуманну (1839–1896 гг.), который, по заданию правительства Османской империи, занимался дорожным строительством и возведением мостов на территории Малой Азии.
Обнаружив остатки грандиозного архитектурного сооружения, оценив его значимость, К. Гуманн провел чрезвычайно тяжелую, но необходимую подготовительную работу.
Он смог убедить османские власти принять меры по охране памятника, а также получил высочайшее разрешение на проведение раскопок. Кроме того, он добился поддержки Академии наук Пруссии, которая выделила для этого средства.
В течение двух сезонов (1878–1879) алтарь был раскопан. На месте от него уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя.
Однако среди развалин, в куче земли и обломков были найдены многочисленные части здания: колонны, капители, надписи, статуи, фрагменты рельефов. Интересно, что меньше всего пострадали плиты, которые в византийские времена были использованы как материал для кладки крепостных стен.
Когда их извлекли оттуда, оказалось, что рельефные изображения довольно хорошо сохранились.
Все, что поддавалось восстановлению, было описано и упаковано с немецкой тщательностью и отправлено в Берлин.
Там в течение многих лет велась работа по восстановлению части алтаря, которая потребовала внимательного изучения тысяч фрагментов и проведения научных исследований для реконструкции облика сооружения и восстановления композиции фриза.
Многолетняя деятельность увенчалась блестящим успехом. В центре Берлина, на так называемом Музейном острове, было построено специальное здание — Пергамон-музеум, в главном зале которого удалось воссоздать западную сторону алтаря — с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом.



Теперь, для того чтобы насладиться творением античных мастеров и понять, каким было сооружение в целом, нужно ехать в Берлин.
Однако по-настоящему оценить Алтарь Зевса можно, лишь побывав на том самом месте, где он когда-то был построен, потому что холодные стены музейного зала и столь же холодное искусственное освещение не имеют ничего общего с палящим солнцем, ярко-синим небом и зеленью холмов Эгейского побережья — необходимым естественным фоном для этого пергамского чуда.

|